Общество, 26 сен 2014, 01:24

ВТБ поделится Кипром

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Банк ВТБ поделится долей в кипрской «дочке» – Русском коммерческом банке (RCB Bank Ltd) – со своим давним партнером – группой «Открытие». Снизив долю ниже контрольной, ВТБ может вывести RCB из-под риска санкций. В свою очередь, «Открытие» может быстро отбить свои инвестиции в кипрский актив, учитывая тот факт, что RCB платит высокие дивиденды своим акционерам.

Наблюдательный совет банка ВТБ одобрил 25 сентября увеличение уставного капитала кипрской «дочки» путем размещения допэмиссии. RCB Bank Ltd. выпустит 2,5 млн дополнительных акций номинальной стоимостью €1,71. Эти акции купит банк «ФК Открытие» (бывший НОМОС-банк), получив в результате долю в 19,85% акций RCB. В результате сделки доля ВТБ снизится с нынешних 60 до 46,29%.

Цену сделки стороны не раскрывают. Источник РБК в «ФК Открытие» сообщил, что сделка пройдет исходя из стоимости банка RCB в один капитал. Эту сумму подтвердил источник в ВТБ. На 30 июня 2014 года, по данным ВТБ, собственный капитал RCB составил $416 млн. Исходя из этой суммы банк «ФК Открытие» может заплатить за кипрский актив около $82,5 млн. «Покупка будет осуществляться на средства банка «ФК Открытие», – сообщили в пресс-службе кредитной организации.

Необходимость допэмиссии RCB в банке ВТБ объясняют возможным ростом бизнеса в регионе. «Кипрская экономика восстанавливается более быстрыми темпами, чем ожидалось, и есть возможность занять значительную долю на местном рынке, находящемся в фазе быстрого восстановления», – сообщили РБК в пресс-службе ВТБ. Согласно отчету международного рейтингового агентства Moody’s о банковском секторе Кипра, RCB уже является вторым по размеру активов банком на Кипре.

В банке «ФК Открытие» эту сделку назвали перспективной финансовой инвестицией и возможностью для развития бизнеса банковской группы «Открытие» на международном уровне.

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров считает, что путем допэмиссии решается самый главный вопрос – исключение рисков для RCB попасть под санкции как контролируемой компании уже находящегося под санкциями банка ВТБ. Эту точку зрения разделяет и управляющая по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Елена Федоткова: «Целью ВТБ может быть желание снизить долю в банке до уровня менее 50%, что снижает риски последнего в свете санкций в отношении ВТБ: при снижении доли RCB теряет статус «дочернего». Именно из-за него попал под санкции, например, Банк Москвы».

Два топ-менеджера банков из топ-100 полагают, что целью привлечения группы «Открытие» в капитал RCB являются и феноменальные дивиденды, которые платит кипрский банк. «Мы рассчитываем, что эта инвестиция будет для нас успешной, при этом дивидендная политика банка нас устраивает», – сообщили в пресс-службе «ФК Открытие».

До 2009 года кипрский RBC принадлежал ВТБ на 100%, однако в начале 2009 года RCB провел допэмиссию в результате которой 40% акций банка стало принадлежать топ-менеджерам ВТБ и RCB, которые заплатили за них $39 млн, писал ранее РБК. В сентябре 2009 года совет директоров Russian Commercial Bank принял решение о выплате дивидендов на $130 млн, из которых на долю новых акционеров пришлось $52 млн, что больше потраченного на покупку акций. В 2011 году RCB также выплатил акционерам $100 млн. О том, какие дивиденды выплачивались после 2011 года, информации нет. На сайте RCB последняя отчетность по МСФО указана за 2010 год.

После завершения сделки с «ФК Открытие» доля менеджмента снизится до 33,86%.

Сделку еще должен будет одобрить Центральный банк Кипра. Запрос РБК в ЦБ Кипра остался без ответа.

 

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства