Общество, 26 окт 2015, 00:25

Триллион по-пекински

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

Визит Си Цзиньпина в Британию завершился подписанием сделок на сумму £40 млрд. Это часть курса на экономическое доминирование в мире, говорят эксперты, — за десять лет Китай обещает вложить в иностранные активы $1,25 трлн.

Лучший партнер на Западе

В пятницу завершился четырехдневный государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Великобританию. Министр финансов этой страны Джордж Осборн накануне поездки обещал превратить Британию в лучшего для Пекина «партнера на Западе», а китайская газета The Global Times сообщала, что перед Си был расстелен «краснейший из всех ковров». Старания британцев окупились — общая сумма сделок и обещанных инвестиций, обнародованных в ходе визита, составила £40 млрд, или $62 млрд, — это на $12 млрд больше, чем предполагали накануне поездки аналитики.

Самая крупная договоренность, которую британский премьер Дэвид Кэмерон окрестил «исторической», — участие китайской энергокомпании China General Nuclear Power Corporation (CGN) в проекте строительства первой за последние десятилетия британской АЭС в Сомерсете. Вложения китайцев в проект составят порядка £6 млрд ($9,3 млрд), взамен они получат 33,5% акций. Как заявил информагентству «Синьхуа» председатель CGN Хэ Ю, проект станет хорошей рекламой возможностям Китая в атомной энергетике и послужит трамплином к дальнейшему участию китайских компаний в развитии британской атомной индустрии. По данным China Daily, наряду со строительством в Сомерсете, CGN приобрела разные доли еще в двух проектах по строительству АЭС — в Брэдуэлле на востоке Лондона (реактор для нее будет разработан китайской стороной) и Сайзуэлле в Вост​​очной Англии.

По словам Кэмерона, Пекин и Лондон заключили также ряд крупных сделок в нефтегазовой сфере на общую сумму £12 млрд ($18,6 млрд). Большинство других соглашений касается сферы недвижимости. Китайские компании откликнулись на предложения Лондона поучаствовать, к примеру, в строительстве нового Чайнатауна в Ливерпуле, нового торгового квартала в Шеффилде и современного научного городка в Ньюкасле.

За первое полугодие текущего года Китай инвестировал в Великобританию £1,2 млрд ($1,8 млрд). В 2014 году китайцы вложили в британскую экономику рекордные £3,3 млрд ($5,1 млрд), выдвинув страну в лидеры среди государств Евросоюза по объему инвестиций из КНР.

Смена приоритетов

Вплоть до 2000-х годов Китай сам был получателем иностранных денег, почти не инвестируя при этом. Впоследствии в рамках концепции выхода китайского бизнеса вовне КНР стала активно инвестировать за рубеж. За последние годы из чистого импортера иностранных капиталов и инвестиций Китай превратился в их экспортера — сейчас объем инвестиций китайского бизнеса за рубеж и объем привлеченных средств практически сравнялся. В 2014 году инвестиции вне финансовой сферы Китая достигли $102,9 млрд (против $20 млрд в 2005 году). При этом объем привлеченных Китаем средств составил $119,6 млрд.

Расширилась и география вложений. Если 10–15 лет назад основной поток инвестиций шел в Гонконг и развивающиеся страны Азии и Африки, то в последние годы заметно выросла доля инвестиций в развитые экономики, в частности в гособлигации США, и как противовес этому — в страны Евросоюза. В 2014 году вложения китайцев в экономику стран Евросоюза оказались рекордными — в прошлом году Пекин объявил о реализации в Европе 153 инвестиционных проектов на общую сумму $18 млрд. Для сравнения, еще в 2009 году объем вложений не дотягивал и до $3 млрд.

По подсчетам Financial Times, при сохранении наблюдавшихся в последнее десятилетие темпов роста китайских инвестиций в Европу в течение последующих десяти лет китайские инвесторы будут вкладывать порядка $157 млрд ежегодно. В ближайшие десять лет объем иностранных инвестиций Китая достигнет $1,25 трлн, объявил 19 октября Си Цзиньпин.

Еще одной тенденцией стала диверсификация инвестиционных проектов Китая: наряду с уже традиционными вложениями в энергосектор и автомобилестроение Пекин стал все активнее вкладываться в зарубежную недвижимость, инфраструктурные проекты, продуктовые сети и ценные бумаги финансовых компаний.

Британские активы Китая

Главным направлением для китайских вложений на британской территории служат различные инфраструктурные проекты. Так, китайскому суверенному фонду China Investment Corporation (CIC) принадлежит 10% активов предприятия Heathrow Airport Holdings — владельца аэропорта Хитроу — и аналогичная доля в Thames Water Utilities, занятой в сфере водоснабжения. Крупная китайская компания Beijing Construction Engineering Group благодаря созданию СП с Manchester Airports Group получила право на участие в строительстве первого в Великобритании «города-аэро­порта» Манчестер.

Наряду с этим китайский бизнес проявляет интерес и к так называемым имиджевым приобретениям, выкупая полностью или частично знаменитые европейские бренды. В их числе 100% акций в компании Pizza Express, интернет-проект Travelfusion, производитель электрокаров Emerald Automotive и компания Manganese Bronze. Обанкротившийся производитель легендарных лондонских кэбов стал дочерним подразделением китайского автоконцерна Geely, уже владеющего брендом Volvo. В этом ряду стоит и приобретение китайскими компаниями контрольного пакета акций сети британских универмагов House of Frazer, крупнейшего в стране производителя сухих завтраков Weetabix и производителя люксовых яхт Sunseeker Yachts.

Новые направления не затмевают для китайского бизнеса традиционные — финансовые структуры и энергетику. Пару лет назад Китайский банк развития инвестировал около $3 млрд в британский Barclays. Главные энергокомпании КНР являются акционерами таких британских энергетических фирм, как Talisman, Emerald Energy, Ineos и нефтяного гиганта BP.

Покорение Европы

В последние годы китайцы активно вкладывались и в активы ряда других европейских стран. Как и в случае с Великобританией, преимущественно в энергетику и крупные инфраструктурные проекты.

К примеру, China Ocean Shipping Company получила концессию сроком на 35 лет на строительство и управление двумя терминалами в греческом порту Пирей. Корпорация Three Gorges Corporation приобрела пятую по величине энергетическую компанию Португалии Energias de Portugal, а крупнейшая в мире электросетевая компания из КНР State Grid получила 25% в португальском системном операторе REN.

По итогам прошлого года Италия заняла вторую строчку в ЕС по привлечению китайских капиталов ($3,5 млрд за весь 2014 год). Главными сделками с участием китайского капитала в этом году стали приобретения китайским конгломератом HNA Group швейцарской компании Swissport, крупнейшего в мире провайдера услуг в сфере наземного обслуживания и обработки грузов в аэропортах, и ирландской компании по лизингу самолетов Avolon Holdings. Сумма сделок составила $2,8 млрд и $2,6 млрд соответственно. Наконец, в этом году коллекция китайских покупок в Европе пополнилась французской сетью курортов Club Med — она досталась крупнейшему частному инвестхолдингу Китая Fosun за $1,1 млрд.

Инвестиции на службе геополитики

Нынешняя инвестиционная активность Китая в Европе отвечает задачам трансформации экономического роста в КНР. «Основная цель китайской инвестиционной экспансии — продвижение экспорта и китайских технологий», — прокомментировал РБК автор нескольких книг по Китаю, профессор Свободного университета Брюсселя Джонатан Хольслаг.

«В Китае на первый план выходит продвижение собственных китайских технологий на внешние, в том числе и европейские рынки. Актуальными останутся и инвестиции в создание финансовых структур», — соглашается эксперт Центра экономических и социальных проблем Китая при ИДВ РАН Любовь Новоселова Новоселова. К тому же, добавляет она, у Китая крупнейшие в мире золотовалютные запасы (на начало 2015 года — $3,84 трлн), которые не получится использовать преимущественно внутри страны: «Это чревато инфляцией, потому их будут использовать за рубежом».

Из-за повышенного внимания внутри самой КНР к вопросам экологии и роста уровня жизни в ближайшей перспективе будет увеличиваться поток китайских инвестиций в сферу возо­бновляемой энергии, технологий по защите окружающей среды и в объекты бытовой инфраструктуры, прогнозирует в последнем ежегодном докладе китайская рейтинговая компания Dagong Global. Как самый яркий пример этого — заключенная в ходе нынешнего визита Си Цзиньпина сделка между Aston Martin и China Equity по разработке автомобилей с нулевой токсичностью отработанных газов RapidE.

Стремительная экспансия Китая в Европе объясняется и геополитическими мотивами, говорят эксперты. «На фоне ожиданий дальнейших финансовых бонусов от Китая европейские лидеры становятся более снисходительными по ряду политических моментов вроде отношений Китая с Тайванем и чрезмерной поддержки КНР своих национальных компаний», — уверен Хольслаг. О нарушениях прав человека Кэмерон в ходе визита Си деликатно умолчал.

Кроме того, Европа — один из конечных пунктов товаропотока как по морскому, так и по сухопутному пути — для развития последнего Пекин выступил с инициативой создания экономического пояса Шелкового пути. «Стратегия Шелкового пути — это стратегия стимулирования китайского экспорта, — говорит Хольслаг. — Большинство железных дорог и инфраструктурных проектов, сооруженных при содействии Китая, служат составной частью такой модели торговли, при которой у Китая складывается профицит в торговле, а у других стран — дефицит торгового сальдо». На эту стратегию Пекин будет работать следующие 10–15 лет.

Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Что будет определять развитие строительной отрасли в 2025 году: тренды
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Новые территории: почему они могут стать тихой гаванью для девелоперов
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает