Узбекский штраф
Телекоммуникационная компания VimpelCom Ltd. ведет переговоры о выплате $775 млн в рамках урегулирования «узбекского дела», связанного с коррупционными схемами на телеком-рынке, которое расследуют Министерство юстиции и Комиссия по ценным бумагам и биржам США.
Согласны на штраф
Об урегулировании может быть объявлено уже в январе, таким образом, сумма в $775 млн станет вторым по величине штрафом, выплаченным в США за нарушение закона о коррупции за рубежом, передает Bloomberg.
В начале ноября 2015 года VimpelCom зарезервировала на счетах $900 млн из‑за «узбекского дела».
Расследование дела о коррупции на телекоммуникационном рынке Узбекистана Министерство юстиции США, Комиссия США по ценным бумагам и биржам и прокуратура Нидерландов ведут с 2014 года. Как писал РБК, американские правоохранители подозревают, что операторы связи МТС, VimpelСom и TeliaSonera через подставные фирмы платили за лицензии и частоты взятки местному чиновнику, который предположительно является родственником президента Узбекистана Ислама Каримова. Имя не называется, но, судя по материалам расследования, речь может идти о дочери президента Гульнаре Каримовой. В деле фигурируют два лица, которые известны своей близостью к Каримовой: гражданский муж Рустам Мадумаров и близкая подруга Гаяне Авакян.
Как следовало из исковых заявлений, Минюст США обнаружил, что структуры, возможно, аффилированные с Каримовой, заключили с МТС минимум восемь подозрительных сделок на общую сумму $380 млн, а с VimpelCom — семь, на $133,5 млн. Все сделки совершались в период с января 2006 года по октябрь 2011 года.
Арест Лундера
В начале ноября 2015 года в связи с делом о коррупции в Осло был арестован бывший гендиректор VimpelCom Джо Лундер, но спустя несколько дней суд освободил его из‑под стражи на время проведения расследования. Как рассказывал адвокат бывшего топ-менеджера Като Шетц норвежскому изданию NRK, полицию заинтересовал перевод $30 млн на счет в Швейцарию, который Лундер совершил через два месяца после своего назначения на должность гендиректора VimpelCom. Сам Лундер незадолго до ареста опровергал свою причастность к этому делу.
МТС, в отличие от VimpelCom, не резервировала средств из‑за расследования. Компания в пресс-релизе объясняла это стандартами МСФО, которые предписывают, что резервы должны признаваться при наличии соответствующего обязательства — юридического или фактического — и в случае, если возможно оценить величину подобного обязательства. При этом МТС сообщала о сотрудничестве с властями в расследовании. Его возможный исход в компании не комментируют.