Лучшие гендиректора 2013 года
Глава Amazon Джефф Безос стал лучшим гендиректором года согласно рейтингу BBC. Акции компании за год подорожали более чем на 50% на фоне роста продаж (в третьем квартале они подскочили на 24%, до 17 млрд долл.). В тройку лидеров вошли гендиректоры, компаниям которых также удалось выиграть битву за потребителей в своих секторах: Акио Тойода из Toyota и Пони Ма из Tencent. Первый может поставить рекорд по автомобильным продажам, а второй увеличил вдвое аудиторию своего мессенджера WeChat.
1. Джефф Безос (Amazon)
«Безос — это волшебник, новый Стив Джобс. Он знает все о клиентах, инновациях, облачном бизнесе и интернет-торговле», — сказал профессор одной из старейших бизнес-школ в мире Tuck School of Business Сидней Финкельштейн. В этом году вышла посвященная истории успеха онлайн-гиганта книга Бреда Стоуна, где он рассказал о секретах успеха Безоса. Оказалось, что тот регулярно читает жалобы покупателей, пересылая их сотрудникам со знаком вопроса в теме, чем наводит панику на подчиненных — у тех есть несколько часов, чтобы устранить проблему. Кроме того, Безос лично редактирует все пресс-релизы, а бонусы выплачивает только самым преданным сотрудникам, которые проработали в компании несколько лет. На борьбу с конкурентами он не скупится — так, в 2010 году за 545 млн долл. он купил ритейлера детских товаров, компанию Quidsi, когда выяснилось, что та обслуживает быстрее, чем Amazon. Из ярких моментов 2013 года — Безос, интересы которого выходят далеко за рамки созданной им Amazon и распространяются даже на космос, купил газету The Washington Post за 250 млн долл., а его главное детище Amazon обещала в будущем доставлять посылки клиентам с помощью летающих дронов. Акции Amazon за год подорожали на 53,5%.
2. Акио Тойода (Toyota)
Внук основателя Toyota Акио Тойода заступил на высший пост в 2009 году. Обстоятельства для компании тогда складывались не лучшим образом — финансовый кризис, цунами в Японии, укрепление иены, масштабные отзывы автомобилей. И тогда Тойода решил провести кардинальную реорганизацию бизнеса. Он назначил американцев управлять бизнесом в Северной и Южной Америке и сократил до минимума бюрократию в компании. Кроме того, он стал лично тестировать каждую новую модель Toyota — неслыханное дело для японского топ-менеджера. Компания стала выпускать автомобили под отдельные целевые группы. Так, чтобы привлечь молодежь, Toyota выпустила спорткар Toyota GT 86, а для старшего поколения у производителя есть обновленные версии хитов вроде Toyota AE86. В этом году ожидается, что прибыль компании составит рекордные 17 млрд долл. Кроме того, Toyota может стать первым производителем, которому за год удастся реализовать 10 млн автомобилей. Капитализация Toyota выросла за год на 36,3%.
3. Пони Ма (Tencent)
Ма является основателем и гендиректором крупнейшей интернет-компании Китая Tencent. Главным успехом 2013 года можно считать стремительную экспансию приложения WeChat (запущен в 2011 году) — за 12 месяцев число подписчиков увеличилось вдвое, до более 270 млн человек. Техноблогеры уже назвали сервис идеальным вместилищем всех лучших западных идей — это и WhatsApp, и Instagram, и Skype в одном флаконе. То есть, по сути, WeChat является агрегатором всех более-менее значимых сервисов для общения. На фоне успеха WeChat капитализация компании выросла за год на 91%.
4. Джон Айдол (Michael Kors)
Айдол пришел в Michael Kors в 2003 году, когда она генерировала всего 20 млн долл. выручки в год. Тогда Айдол изменил концепцию компании — он решил, что бренд должен попасть в категорию «доступного премиума». В США даже придумали прозвище для людей, которые предпочитают товары таких производителей— «генри», то есть «обеспеченные люди, но еще не достаточно богатые» (от англ. HENRY — High Earners Not Rich Yet). При нем компания стала больше уделять внимания аксессуарам — сумкам, часам и ювелирным изделиям, прибыльность по которым не так сильно падает во время сезона скидок. Кроме того, он посоветовал расширить ценовой диапазон за счет запуска двух линеек — флагманской Michael Kors и более доступной Michael by Michael Kors. В результате выручка по итогам 2013 года ожидается на уровне 3 млрд долл. Акции компании подорожали за год на 57,5%.
5. Рид Хастингс (Netflix)
«Как и многие, я недооценивал Хастингса. Но он оказался провидцем, одним из тех современных гендиректоров, которые знают, как управлять интернет-компанией», — отметил г-н Финкельштейн. Интернет-видеотека начиналась как сервис для проката DVD. Однако к 2011 году этот бизнес окончательно устарел, и тогда компания предложила пользователям онлайн-подписку. Сейчас абонентам доступны более 60 тыс. фильмов и сериалов (для сравнения, в каталоге Amazon около 38 тыс. названий). За квартал подписчики просматривают порядка 4 млрд часов, то есть если бы Netflix был кабельным каналом, то по популярности он опередил бы все остальные. При этом компания является эталоном в плане анализа данных — если традиционные каналы ориентируются на неточные статданные сторонних компаний, то Netflix точно знает, кто и что смотрит, в каком порядке и даже когда зрители чаще жмут на паузу, перематывают назад или, наоборот, пропускают сцены. Математические алгоритмы помогли библиотеке выбрать режиссера и актера для своего первого сериала — когда Netflix захотела снять ремейк «Карточного домика», то она выяснила, что любители оригинальной британской версии 1990 года предпочитают фильмы с Кевином Спейси и ленты Дэвида Финчера. Акции Netflix за год подорожали на 300%.