Общество, 27 янв 2014, 01:05

Бизнес на баррикадах

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

Противостояние в центре Киева, если оно дойдет до смены власти, войдет в учебники как мелкобуржуазная революция. Крупный бизнес предпочел смотреть на развитие событий из окон офисов, а мелкие и средние предприниматели на словах и деньгами поддержали «евромайдан». РБК daily поговорила с бизнесменами, которых не обошло политическое обострение на Украине.

ОПОРА МАЙДАНА

«Я помогаю майдану, и люди из моего круга общения — тоже», — говорит ведущий менеджер производственной компании Олег Денисюк.

«Мой бизнес — ритуальные услуги. Но я пришел на площадь не из-за него, а против «диктаторских законов», — говорит крупный мужчина из охраны майдана. Малый, средний бизнес и разорившиеся предприниматели — заметная часть майдановского протеста.

Претензия предпринимателей к Януковичу — при нем им пришлось платить существенно больше налогов. «У нас был бизнес, автоперевозки. Задушили налогами. По кредитам пришлось отдать машину», — рассказывает полная женщина лет сорока, раздающая пряники протестующим. «Я торгую на рынке. Работать все тяжелее. За время правления Януковича число малых предпринимателей в Украине сократилось вдвое», — говорит заведующая кухней в одной из палаток.

Еще одна претензия к Януковичу — состояние его сына. По данным «Forbes Украина», в 2013 году капитал главы «Менеджмент Ассетс Компани» Александра Януковича составлял 510 млн долл. Разбогател Александр во время президентства своего отца.

Люди Януковича просто забирают себе понравившиеся компании либо могут внедрить в совет директоров своего человека, который будет уводить деньги, убеждают корреспондента РБК daily майдановцы. «У меня донецкие отобрали автомастерскую», — цедит сквозь зубы пожилой мужчина, скалывающий ломом асфальт. Молодые люди уносят сделанные им метательные снаряды на баррикаду на Грушевского.

«Я взял большой кредит, чтобы вложиться в одну компанию, но она прогорела. Я потерял все деньги, за долги банк забрал квартиру. Янукович, милиция, система виноваты в том, что дело не расследовалось. Деньги вкладчиков легко можно было найти, но этого не сделали, ибо в криминальной схеме были замешаны их российские друзья», — уверен один из протестующих.

«У моего знакомого бизнес, связанный с продажей металла. Ему не заплатили его партнеры из Донецка. Он подал на них в суд — они даже не являлись на заседания. Он выиграл суд, деньги ему не вернули. Он пожаловался в прокуратуру. Ему предложили приехать на переговоры в Донецк. В офисе бывших партнеров его встретили бандиты, предложившие либо получить 50% и отказаться от претензий, либо получить проблемы», — рассказывает предприниматель из Запорожья, симпатизирующий протесту.

Сотрудница находящегося возле баррикад многоэтажного отеля «Украина», удостоверившись, что РБК daily не является государственным российским СМИ, довольно охотно высказала свое мнение по поводу нынешних событий. «Особой прибыли от притока проживающих у нас нет, и в обычное время недостатка в постояльцах мы не испытываем, — сообщила женщина по имени Марина. — Конечно, те, кого ситуация напугала, сдают номера, но их место тут же занимают новые жильцы». Она считает, что «убытки возникают только по вине самих украинских властей, которые пытаются запугать народ», «лютует здесь только «Беркут», а ему противостоят совершенно нормальные и приличные люди». «Не восставшие мешают украинскому бизнесу, а власть своими рейдерскими захватами. Средний бизнес она уже практически весь растоптала», — возмущается женщина.

ДЕНЬГИ НА ВЫБОРЫ

Глава Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрей Семидидько рассказал РБК daily, что, по его данным, от давления силовиков пострадали порядка 1,5 тыс. представителей среднего бизнеса и раз в пять больше — малого. По его словам, атаки на малый бизнес — произвол регионального уровня, а за проблемы среднего бизнеса ответственно руководство страны. Он считает, что окружение Януковича решило загодя собрать деньги на предвыборную кампанию 2015 года, чтобы не просить их в последний момент у олигархов. Этим и вызваны поборы и отъем предприятий.

По оценке экс-замглавреда сайта «Forbes Украина» Катерины Коберник, крупный бизнес и олигархи ориентированы на Партию регионов, из сверхбогатых украинцев оппозицию открыто поддерживает сейчас только Петр Порошенко. Свои финансовые ресурсы есть у оппозиционных партий, малый и средний бизнес — против Януковича. Симпатии малого и среднего бизнеса к протесту в беседе с РБК daily признает и известный провластный киевский политолог Михаил Погребинский. Лидеры протеста нередко называют предпринимателей своим электоратом.

Майдан, по крайней мере внешне, финансируется самими участниками: в разных местах лагеря организованы пункты приема, куда люди приносят деньги (их кидают в большие прозрачные кубы и уносят в «штаб революции» в захваченном Доме профсоюзов), а также еду, покрышки, дрова, каски, медикаменты и т.п. В эти пункты приема выстраиваются очереди.

Оппозиционеры надеются «ударить гривной» по Партии регионов. Распространяются листовки, призывающие предпринимателей отказаться от уплаты налогов, если Верховная рада и парламент не будут переизбраны. Граждан призывают не покупать товары компаний, принадлежащих функционерам-регионалам: на листовках размещены несколько десятков их цветных логотипов.

Директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Василий Юрчишин не видит оснований говорить о негативном влиянии беспорядков на экономику Украины. Основные потери экономика понесла еще до начала нынешних событий, уверен аналитик. Однако если произойдет эскалация конфликта, ситуация может ухудшиться. Девальвация гривны идет давно и не объясняется нынешним майданом. По его словам, доналоговая прибыль украинских предприятий в 2013 году упала по сравнению с 2012 годом примерно в два раза. «Итогом деятельности нынешних властей стало то, что сейчас более 40% всех предприятий Украины убыточны. В 2013 году промышленность Украины упала по сравнению с предыдущим годом на 4,7%, что является, по всей вероятности, самым плохим показателем среди всех стран СНГ», — говорит Юрчишин.

БОЛЬШОЙ БИЗНЕС НЕ ПРИ ДЕЛАХ

Деловые люди в Киеве, имеющие бизнес побольше, стараются избегать политических высказываний. «Кто вам дал мой номер? Я комментировать не буду», — в один голос отвечают исполнительный директор телеканала Xsport Александр Борисенко и вице-президент бизнес-школы «МИМ-Киев» Алексей Виноградов. «У меня свое мнение есть, но я высказываться не буду, у нас большая швейцарская компания», — отвечает гендиректор «Dell-Украина» Дмитрий Пильтяй. В дирекции киев­ской гостиницы «Днепр», которая расположена на Европейской площади, РБК daily заявили, что «все сотрудники отеля получили указание руководства никаких комментариев СМИ о событиях в столице не давать».

Крупные компании, по крайней мере на словах, не почувствовали влияния волнений на их работу. «Все отделения и банкоматы банка работают в нормальном режиме, все платежи проводятся как обычно онлайн», — заявили РБК daily в Приватбанке, добавив, что не видят предпосылок для дестабилизации рынка и работы банка, не зафиксировали роста объемов покупки валюты или снятия средств с текущих счетов и депозитов. «Объемы покупки валюты населением остаются на среднем уровне прошлого года», — сказал представитель банка.

В страховой компании «Allianz Украина» РБК daily заявили, что офисы компании работают в штатном режиме и страхователи не заявляли убытков, связанных с протестами: «Вполне возможно, влияние последних событий проявится позже, но корректно прогнозировать, как именно, сложно». В российских компаниях — «Газпроме», «Роснефти», «Аэрофлоте» и «Русале» — заявили, что политические события никак не повлияли на их работу на Украине. В том же ключе высказались в украинских «дочках» ВТБ и Сбербанка.

Менеджер крупной российской алкогольной компании Александр в эти выходные вернулся из Киева, куда ездил на переговоры с партнерами. «Мы договаривались о встрече еще до Нового года, когда градус противостояния на улицах города еще не достиг нынешней остроты, — говорит он. — Наверное, можно было бы и перенести встречу, но дело было довольно срочное, и мы решили оставить изначально определенные даты». По его словам, он остановился в гостинице «Украина» на Институтской улице, чей фасад выходит прямо на майдан Незалежности. «Самым неприятным во всей этой истории было то, что вокруг майдана и улицы Грушевского, расположенной тут же, неподалеку, все эти дни были закрыты все магазины и рестораны. Я обошел все что было можно в радиусе километров двух — нигде ничто не работает. В результате ужин все три дня состоял из орешков, которые продавались в лобби-баре», — сетует Александр.

Еще одной проблемой, по словам Александра, стал вызов такси. «Переговоры должны были пройти на левом берегу Днепра, — рассказывает он. — Я попросил заказать такси на ресепшен гостиницы. Минут через пятнадцать менеджер отеля сказала, что ни одна компания не готова прислать свою машину к гостинице, оказавшейся в эпицентре уличных боев. «Дураков нет», — сказала мне девушка. Пришлось ловить машину на улице».

Сама гостиница, по словам собеседника РБК daily, почти полностью забита постояльцами: «Очень много журналистов из самых разных стран. Рядом со входом стоят машины со спутниковыми тарелками, передающими картинки для своих телекомпаний, в холле много журналистов, отсюда же делаются прямые включения».

Помимо журналистов среди постояльцев Александр заметил и непосредственных участников боев. «Видел несколько человек в боевой амуниции, которые приходили в гостиницу прямо с Грушевского, — рассказывает он. — Это, конечно, показывает уровень работы украинских спецслужб: люди официально заселяются в гостиницу с документами и ходят на баррикады прямо как на работу. При желании задержать их было бы очень просто, но, видимо, такого желания нет».

ЗА УГЛОМ ОТ ПРОТЕСТА

За пределами района волнений, в подавляющем большинстве районов Киева, жизнь идет в прежнем русле: офисы и магазины работают, отопление и свет есть, транспорт ходит. В «Шоколаднице», расположенной в 15 м от майдана, корреспонденту РБК daily рассказали, что последнее время их «вытягивают» бизнес-ланчи в будние дни. В выходные нынешних гуляющих по майдану «бесплатный плов в полевых кухнях» интересует больше, чем блинчики и какао.

Протестующим раздают бесплатную еду — работают полевые кухни с горячей едой, а улыбающиеся девушки и женщины с коробками с бутербродами и пирожками почти навязывают их митингующим. В барах рядом с майданом можно видеть протестные флаги.

Кофе на майдане продается за деньги с автомобилей, на которых установлены кофе-автоматы. Один из продавцов рассказывал, что у него мелкий бизнес, он давно так продает кофе в центре Киева. Раньше он разливал его бесплатно протестующим, а сейчас продает, чтобы «отбить» розданное.

Таксисты, опрошенные РБК daily в центре Киева, все как один отвечали, что доходы у них упали, но они желают свержения Януковича. Продавцы сувениров на майдане сориентировались быстро: они предлагают шарфы и кружки «бандеровских» цветов, шарфы с евросоюзовскими звездами, магнитики с баррикадами и консервные банки с этикетками «Воздух Евромайдана».

При участии Александра Полоцкого, Владимира Павлова, Ирины Юзбековой, Екатерины Метелицы, Елены Иванкиной, Татьяны Алешкиной, Тимофея Дзядко, Елены Аттиковой, Татьяны Терновской

Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто