Общество, 27 янв 2015, 00:25

Четверть иностранного не в счет

Читать в полной версии
Фото: Bloomberg

Депутаты готовы разрешить кабельным каналам демонстрировать рекламу даже в том случае, если доля национального контента в их эфире будет 75%, а не 100%, как предлагалось изначально. Это уже второй шаг депутатов навстречу кабельным телеканалам.

Ко второму чтению законопроекта о возврате рекламы на платные телеканалы, которое пройдет во вторник, внесена поправка, разрешающая каналам размещать рекламу, если доля национального контента в их эфире составляет не менее 75%. Такую совместную поправку автора законопроекта Ольги Тимофеевой и председателя профильного комитета Госдумы по информполитике Леонида Левина комитет поддержал на своем заседании во вторник. Первоначальный текст законопроекта, принятый Думой в первом чтении в минувшую пятницу, разрешал рекламу лишь на тех платных телеканалах, что демонстрируют 100% российской продукции.

Остались считаные дни

Соответствующие поправки к законам «О СМИ» и «О рекламе» сопредседатель центрального штаба ОНФ Тимофеева внесла в середине января. К ней, по словам человека в руководстве ОНФ, собираются присоединиться (подписавшись под инициативой) и другие депутаты от ОНФ. За смягчение закона, прежде всего для региональных кабельных телекомпаний, многие из которых являются ведущими электронными СМИ на местах и пострадают из-за введенного с января запрета на рекламу, ранее выступал Центр правовой поддержки журналистов при ОНФ.

Инициатива Тимофеевой впервые вводит понятие национальной продукции СМИ. Под это понятие подпадает тот контент, иностранные инвестиции в производство которого не превышают 50% сметной стоимости. При этом простое дублирование иностранного контента не признается созданием «национальной продукции СМИ». Если кабельный телеканал распространяет исключительно такие передачи, то он имеет право показывать рекламу. Если же канал покажет хотя бы один иностранный фильм или клип, то он лишается права демонстрировать рекламу, поясняла РБК Тимофеева. По ее словам, это нужно для того, чтобы поощрять производство отечественного контента. Следить за тем, чтобы продукция СМИ подпадала под понятие национальной, в соответствии с законом будет Федеральная антимонопольная служба.

Поправка, внесенная в понедельник, уточняет, что национальной продукцией СМИ признается продукция на русском языке, других языках народов России и иностранных, если продукция предназначена для российских СМИ и произведена российскими гражданами, зарегистрированными в России организациями или по заказу российского СМИ. Национальной продукцией также будет считаться произведенная в соответствии с международными договорами. Перевод, дубляж, субтитрирование зарубежной продукции считаться производством национальной продукции не будут, следует из текста поправки.

По решению Совета Думы законопроект Тимофеевой будет рассмотрен во вторник сразу во втором и третьем чтениях. Левин говорил РБК, что он и его коллеги сделают все, чтобы принять закон «в максимально короткие сроки». «Для многих каналов счет идет на дни. У нас нет морального права затягивать принятие закона, которого ждет отрасль», – отмечал Левин. «Документ позволит защитить российские ценности, это продолжение того курса, который был взят при принятии летом закона об ограничении иностранной доли в российских СМИ (в соответствии с документом, не может превышать 20%)», – говорит собеседник, близкий к руководству Госдумы. Тимофеева ранее говорила, что при разработке инициативы обсуждался вопрос о разрешении рекламы на телеканалах с долей российского контента в 50%, но было решено, что проконтролировать исполнение закона в таком виде будет невозможно.

Порез на «теле партии»

Поправка о снижении доли национального контента обсуждалась с новым экспертным советом при комитете, поправка – итог этих консультаций, сказал на заседании комитета Левин. Понятно, что решение существенно усложнит администрирование, но позволит обеспечить доступ к мировому культурному наследию и премиальному контенту, пояснил председатель комитета.

При принятии в первом чтении много говорилось о том, что контент должен быть исключительно российским, но когда проконсультировались с региональными и муниципальными каналами, стало понятно, что мгновенно изменить редакционную политику невозможно, сказала Тимофеева. «Надеемся на порядочность самих телеканалов», – добавила депутат. В случае обнаружения нарушения закона ФАС сможет штрафовать телеканалы, полагает Левин. При повторном нарушении канал может быть лишен лицензии, не исключил он.

Депутат Андрей Туманов («Справедливая Россия») поддержал поправку, как и Вадим Деньгин (ЛДПР). По словам Деньгина, партийное ЛДПР-ТВ тоже пострадало от запрета, он «стал порезом на теле партии». «Надеюсь, наш законодательный пластырь поможет в том числе и вашему телеканалу», – сказал Левин.

Заместитель руководителя ФАС Анд­рей Кашеваров заявил РБК, что служба отправила в Минкомсвязь свое заключение на законопроект и в нем указала, что, по мнению ФАС, следить за тем, какая продукция является национальной, а какая – нет, должно другое ведомство. «Но если будет решение, что это все-таки зона ответственности ФАС, то будем выполнять», – добавил Кашеваров.

Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский отказался комментировать обсуждаемый законопроект.

В медиасообществе новые смягчения закона приветствуют. «Это разумно и логично с точки зрения защиты отечественного контента», – сказал РБК президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. Отмена пункта о 100-процентном национальном контенте, по мнению Сагалаева, даст возможность сохранить многие региональные и федеральные каналы, например «Охота и рыбалка», «Психология 21», «Европа Плюс» и другие музыкальные каналы, которые показывают клипы зарубежных исполнителей. Многие российские кабельные каналы используют зарубежные материалы, которые носят культурно-просветительский характер – документальные фильмы, программы, замечает Сагалаев, а если они от него откажутся, то проиграют в качестве. Сам Сагалаев участвовал в запуске канала «Психология 21» и уверен, что зарубежные программы «привносят краску» в его содержание.

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто