Ужин под залог
Как стало известно РБК daily, ресторанный холдинг «Г.М.Р. Планета гостеприимства» заложил торговый знак трактиров «Елки-Палки» банку «Открытие». Это сделано в целях обеспечения кредита, объем и назначение которого не раскрываются. Учитывая планы холдинга по открытию ресторанов, в течение ближайших трех лет его владельцу может потребоваться несколько сотен миллионов долларов.
В конце февраля ЗАО «Ланч», «дочка» ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета гостеприимства» Мераба Елашвили, передало до 2021 года исключительные права на использование товарного знака «Елки-Палки» банку «Открытие». Сделка зарегистрирована Роспатентом.
Источник, близкий к руководству «Открытия», рассказал РБК daily, что бренд заложен под обеспечение кредита, однако сумму и его условия он назвать затруднился. Мераб Елашвили отказался от комментариев.
«Елки-Палки» под управлением компании «Ланч» г-н Елашвили выкупил у Alfa Capital Partners (входит в «Альфа-Групп») в марте 2012 года. Сумма сделки не раскрывалась, но бизнесмен рассказывал в интервью РБК daily, что актив достался ему менее чем за 70 млн долл., которые ранее «Альфа» заплатила за него ресторатору Аркадию Новикову.
Залог бренда не редкость на российском ресторанном рынке. Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков говорит, что бренд сетевых заведений — основной актив, обеспечивающий узнаваемость, посещаемость и радиус действия. «Даже с крупными сетями банки стараются работать под залог — все хорошо представляют, что ресторанный бизнес довольно неустойчивый, и сетевой в том числе», — объясняет г-н Петраков.
Обычно, кроме узнаваемого бренда, рестораторам больше нечего предложить банкам: помещения в основном арендуются, а оборудование в случае невыплаты кредита можно перепродать не более чем за 20% от его первоначальной цены.
Согласно документам Роспатента, бренд «Елки-Палки» закладывался уже дважды: банку UniCredit в 2011 году и офшору в Белизе в 2012 году, однако затем по взаимному согласию сторон был возвращен компании «Ланч».
Эксперты ресторанного рынка не знают подробностей сделки между «Планетой гостеприимства» и «Открытием», однако делают предположение, что деньги понадобились холдингу для инвестиций в развитие.
Гендиректор компании ресторанного консалтинга «Яхно Project» Денис Яхно напомнил, что г-н Елашвили в конце прошлого года анонсировал масштабные планы по открытию новых ресторанов. В ближайшие три года бизнесмен планирует увеличить количество заведений до 1000 (300 на конец 2012 года). Кроме того, в 2013 году «Планета гостеприимства» намерена запустить две новые сети ресторанов (в одну из концепций он обещал инвестировать около 300 млн долл.).
По данным г-на Петракова, средняя стоимость открытия одного ресторана составляет 2,5 тыс. долл. на 1 кв. м. Площадь отдельно стоящего кафе — порядка 300 кв. м, на фудкорте — 700—100 кв. м. Таким образом, г-ну Елашвили на открытие 700 новых заведений может потребоваться порядка 350 млн долл.