Общество, 27 мар 2013, 03:57

Передел кассовых сборов

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Союз кинематографистов (Киносоюз) во главе с режиссером Андреем Прошкиным предлагает внести поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, благодаря которым сценаристы смогут получать отчисления от проката российских фильмов. Юристы уверены, что данное предложение противоречит международному праву.

Письмо, подписанное правлением Киносоюза, опубликовано на его сайте. Сейчас по закону авторами кинопроизведений являются режиссер-постановщик, автор сценария и музыкальный композитор. Из них только композитор получает авторские выплаты в размере 1% кассовых сборов. Российские кинотеатры платят авторские вознаграждения Российскому авторскому обществу (РАО), а оно — гонорар за публичное воспроизведение композитору. По предложению Киносоюза сценаристы тоже должны получать эти отчисления из общей кассы фильма. В РАО комментировать инициативу отказались.

Если вознаграждение сценариста будет зависеть от коммерческого успеха фильма, то он будет ориентироваться на конечный результат. Это повысит качество его работы, объясняют в Киносоюзе. Сейчас автор сценария получает только гонорар по договору с продюсером или продакшн-компанией. «И это единственная сумма, на которую он претендует», — рассказал РБК daily кинодраматург Павел Финн. По его словам, идея ввести отчисления хорошая, но из-за традиционной убыточности российских фильмов сценарист вряд ли сможет рассчитывать на крупную сумму. «Если бы российские фильмы приносили доход и собирали кассу, тогда принятие этих поправок имело бы смысл. Но сейчас сценаристам нечего получать, так как большинство российских фильмов не окупают свои бюджеты», — скептичен г-н Финн.

Генеральный директор киносети «Синема Парк» Сергей Китин полагает, что введение дополнительных отчислений сценаристам обременит кинотеатры, которые и так платят вознаграждения РАО от выручки проката. «Если российские сценаристы будут иметь такую привилегию, это приведет к тому, что кинотеатрам будет невыгодно показывать отечественные фильмы», — рассуждает г-н Китин.

Российский союз правообладателей (РСП) выплачивает вознаграждения за копирование композиций в личных целях. «Сценаристы являются авторами аудиовизуальных произведений и, соответственно, имеют право на получение компенсационного вознаграждения за копирование в личных целях кинопроизведений, в которых используются написанные ими сценарии», — объясняет пресс-секретарь РСП Юлия Иванина. Например, с РСП соответствующие договоры на получение выплат заключили ряд сценаристов, в том числе Карен Шахназаров и Александр Миндадзе.

Директор Центра правовой защиты интеллектуальной соб­ственности Владимир Энтин полагает, что данные предложения Киносоюза будут противоречить международным стандартам: «В мировой практике только одна группа авторов может получать вознаграждение, продав полностью свои права, — это композиторы. Так как Россия связана международными конвенциями, она не может менять правила игры в одностороннем порядке. Принять такие поправки для сценаристов, не нарушая международные обязательства, будет сложно». По словам г-на Энтина, Гражданский кодекс предусматривает вознаграждение за публичное воспроизведение для авторов музыкальных композиций, даже когда права на произведение были проданы в полном объеме. «Для режиссера и сценариста такое исключение не предусмотрено», — добавил он.

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии