Общество, 27 мая 2014, 17:33

Инвестиционный гид по Крыму

Сейчас, возможно, самое время приобрести выгодный актив для развития туристического бизнеса на солнечном полуострове
Читать в полной версии
Фото: FOTOLIA/PHOTOXPRESS; MASTERFILE/EAST NEWS

Около 1 трлн рублей из российского бюджета будет потрачено на проекты в Крыму в течение следующих пяти лет.

Это колоссальная сумма: валовый региональный продукт полуострова в 2013-м был почти в 5 раз меньше. А Олимпиада в Сочи обошлась всего в 1,5 раза дороже, чем хотят вложить в Крым. Цифра «утекла» в мае из Минрегиона, где готовят целевую программу по экономическому развитию Крымского федерального округа. Чиновники тут же заявили, что документ пока не готов, а потому некорректно обсуждать какие-либо его показатели. Но судя по опыту других российских мегапроектов, 1 трлн рублей стоит воспринимать как минимальную сумму инвестиций. Очевидно, что в ближайшие годы новый регион серьезно изменится. Как на этом можно заработать?

Наиболее привлекательны для инвесторов объекты санаторно-курортного комплекса, поскольку туризм является одной из трех ведущих экономических сфер Крыма наряду с добычей нефти и газа и сельским хозяйством. Предложений на рынке гостеприимства хоть отбавляй: 225 гостиниц, 650 пансионатов и около 3 тыс. мини-отелей. Почти ко всем из них можно присматриваться – среди этого разнообразия лишь шесть объектов находятся под управлением международных сетей. Вице-президент GVA Sawyer Николай Вечер говорит, что Крым исторически считался не слишком популярным центром туризма с преобладанием устаревших санаториев, чем и объясняется низкий интерес к нему со стороны крупных сетевиков. У самих же украинцев было недостаточно средств для реализации масштабных проектов. Однако некоторые бизнесмены, в том числе из России, сделали ставку на крымское.

Еще в 2006-м группа «ИФД КапиталЪ» Вагита Алекперова и Леонида Федуна затеяла перестройку здравницы «Курортная поликлиника» в Алуште. Теперь она стала отелем Radisson Resort & SPA Alushta, а в мае прошлого года открылся ее новый корпус. В расширение вложено 60 млн долларов. Сбербанк к осени завершит реконструкцию комплекса «Мрия» – проект разрабатывал Норман Фостер. В середине 2013-го зарегистрированная на Кипре Delphshirre Holdings Limited, подконтрольная бенефициару Союз «Маринс Групп» Александру Куликову, стала владельцем отеля «Ялта-Интурист». Г-ну Куликову уже принадлежал пансионат «Донбасс», и бизнесмен анонсировал планы потратить более 100 млн долларов на модернизацию двух объектов и строительство новых корпусов.

До тех пор пока не стабилизируется экономико-политическая ситуация в Крыму, все инвестпроекты там будут высокорискованными. Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский советует вообще воздержаться от покупки недвижимости до окончания переходного периода, когда завершится перерегистрация собственности из украинского реестра в российский и будут сняты претензии Киева к действиям крымских властей. Но рыба лучше ловится в мутной воде. Для тех, кто привык рисковать, журнал «РБК» подобрал самые привлекательные объекты для инвестирования – крупнейшие санатории и негостиничные проекты.

Выгодные активы для развития туристического бизнеса

1) «Порт Ялта»

Расположение: Ялта Сумма инвестиций: 150 млн долл. Срок окупаемости: 7–8 лет

Несмотря на то что Ялта – один из самых популярных курортов Крыма, здесь нет яхтенных марин, которые соответствовали бы международным стандартам. В Республиканском комитете по транспорту и связи еще в 2012-м разработали проект портового туристического комплекса, который может претендовать на звание младшего брата дубайских Островов Пальм. Планом предусмотрено строительство отеля, напоминающего лондонский «огурец» Нормана Фостера, торгового центра в стиле Захи Хадид, яхт-клуба, апартаментов, развлекательного и SPA-центров. Дальше подготовки инвестиционного предложения крымские чиновники не продвинулись. Либо помешала революция, либо денег на проект нужно потратить гораздо больше, чем озвучено официально.

2) Тематический парк приключений «Динолэнд»

Расположение: Бахчисарайский район Сумма инвестиций: 150 млн долл. Срок окупаемости: 6 лет

«Динолэнд» разработал крымский туроператор ООО «Компания «Черномор», сейчас идет согласование проектно-сметной документации. На самостоятельную реализацию идеи денег и опыта у «Черномора» не хватает, поэтому предприятие ищет партнера. Парк расположится на 50 га неподалеку от Бахчисарая. Во внешней его части построят кафе, гостиничный комплекс, казино, SPA-центр, боулинг. Во внутренней создадут девять тематических зон. В «Восточной сказке», например, будут разыгрывать спектакли по мотивам легенд. В зоне «Ярость динозавров» посетителей отправят терпеть бедствие, как в «Парке Юрского периода», а в «Дикой реке» – воевать с древними царями. В 30 км от парка арендовано еще 80 га, где можно устроить гольф-клуб. Парк включен в «Стратегию развития Крыма до 2020 года» как приоритетный проект и, судя по всему, попадет в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (прием заявок завершен 21 мая). Короче говоря, можно рассчитывать на господдержку на всех этапах развития проекта.

3) Ялтинская киностудия

Расположение: Ялта Владелец: ООО «СтройСектор» Что можно сделать: музей кино, парк аттракционов, развлекательный центр, отель Риски: на территории возможны оползни

«Кавказская пленница», «Человек с бульвара Капуцинов» – перечислять известные советские фильмы, созданные на Ялтинской киностудии, можно долго: морские и горные виды в большинстве советских картин сняты именно в этих местах. С развалом СССР популярность киностудии канула в Лету. В 1988 году ее сделали государственным предприятием, в 2003-м продали российскому «ПоликомВесту», а 2010-м – российскому же ООО «СтройСектор», владельцы которого не раскрываются. Частая смена собственников не прошла для компании даром: последние пять лет Ялтинская киностудия лишь выдает в аренду унаследованный реквизит, но не снимает фильмы. «В 2013-м мы так или иначе обслужили шесть картин», – уклончиво комментирует ситуацию директор киностудии Андрей Николаев. При этом эксперты в один голос утверждают, что площадка – прекрасный вариант для инвестиций.

«Территория студии разделена на два участка, один из которых, площадью почти 11 га, находится на холме, а другой – на пляже. Эта земля перспективна как для развлекательного центра, так и для закрытого жилого комплекса, пятизвездочной гостиницы – объект будет в шаговой доступности от всей инфраструктуры города», – рассказывает председатель крымского отделения «Деловой России» Алексей Гринцевич. Есть и другие варианты использования территории. Скажем, здесь можно было бы организовать музей кино, как на «Мосфильме». Хотя гендиректор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров считает, что опыт его компании в Ялте лучше не повторять. «Эта площадка хорошо подходит для парка развлечений вроде Диснейленда. В свое время мы хотели запустить на «Мосфильме» уличные аттракционы, как, например, на Universal, но для нас это оказалось экономически невыгодно. В те несколько теплых месяцев в году, когда аттракционы могут быть открыты, в музеях обычно самая низкая посещаемость», – объясняет режиссер.

«Киностудии есть что показать»

Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»

«Музей кино на «Мосфильме» мы создали в 2010 году. Я был в командировке в Италии и увидел, что на их киностудиях постоянно проводятся экскурсии. Тогда мы решили запустить у себя нечто подобное, ведь у нас есть на что посмотреть: в музее 700 тыс. костюмов, более двух десятков ретроавтомобилей, большая декорация старинной Москвы. Мы создали свое экскурсионное бюро, и сейчас музей является полноценным направлением бизнеса, делающим 3–5% ежегодного оборота киностудии. В среднем у нас 300–500 посетителей ежедневно, билет стоит 150 рублей для детей и 200 для взрослых».

4) Винзавод «Массандра»

Расположение: п. Массандра Владелец: Фонд госимущества Крыма Что можно сделать: винный дом с отелями, ресторанами, SPA-центрами Риски: предприятие было национализировано Госсоветом Республики Крым 26 марта 2014 года. Правительство Украины не оставляет попыток компенсировать потери от национализации

Коллекция вин в погребе завода «Массандра» в конце 1990-х была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупная в мире. Новых рекордов с тех пор завод, кажется, не ставил. «Последние 20 лет компания эксплуатирует свой бренд и не создает ничего нового, хотя тенденции потребления значительно изменились», – говорит сомелье, владелец виноторговой компании Bio-Wine Павел Швец. В частности, сейчас высокий спрос на столовые сухие вина, «Массандра» же продолжает оставаться производителем в первую очередь крепких и десертных – по сути, нишевого и более дешевого продукта. Вот и получается, что продажи у предприятия растут медленно или не растут вовсе. Так, по словам генерального директора ГК «Легенды Крыма» Михаила Штырлина, поставки массандровских вин в Россию держатся на уровне 4,5–5 млн бутылок в год последние 10 лет, хотя могли бы уже достигать 10 млн.

Ресурсы для развития у «Массандры» имеются. Компания владеет практически 4 тыс. га виноградников и девятью совхозами с первичным и вторичным производством. Правда, есть несколько «но». «Там уникальные участки, прекрасные терруары, где можно делать сухие вина. Нужно поменять идеологию», – объясняет г-н Швец. Дело в том, что в СССР виноградники эксплуатировали как поля с зерновыми – ставили рекорды по сборам. В результате при плотной посадке виноград получали такого качества, что из него проще было делать крепленое вино. То есть, во-первых, виноградники нужно рассадить. Во-вторых, производственные мощности необходимо переоснастить. «Для одного завода техника для первичной обработки стоит примерно 200–300 тыс. евро, опрыскиватели и культиваторы для хозяйств обойдутся в 20–30 тыс. евро за штуку. На то, чтобы обновить сами виноградники, потребуется четыре–пять лет и 20 тыс. евро на 1 га земли», – подсчитал Павел Швец.

«Потенциал не используется»

Павел Титов, председатель совета директоров «Абрау-Дюрсо»

«У «Массандры» есть музей, экскурсионные программы, богатая история и красивые пейзажи. Но этот потенциал компания использует не на полную мощность. Дополнительные проекты «Абрау-Дюрсо» – отели, SPA-центры и ресторан – приносят около 10% выручки компании. Вино – сезонный продукт, и летом, когда его сбыт значительно снижается, стабильная выручка от этих проектов помогает бизнесу».

5) Объект № 221

Расположение: с. Морозовка, 4 км от Балаклавы Владелец: Фонд госимущества Крыма Что можно сделать: музей холодной войны, как московский «Бункер-42» Риски: командный пункт бросили строить, завершив работы на 90%. Объект законсервирован в 1992-м, но разрушается, поскольку доступ туда открыт всем желающим

«Был внутри уже три раза, обязательно поеду еще. Атмосфера там манящая… Заходить только с хорошими фонарями, в теплой одежде и кроссовках, есть грязь и лужи» – такими отзывами делятся туристы, побывавшие на некогда секретном объекте № 221, а теперь заброшенном командном пункте Черноморского флота. Масштабы сооружения впечатляют: семь тоннелей выкопаны на глубине 180 м, их общая площадь – 17,5 тыс. кв. м, протяженность – более 10 км. Объект имеет четыре подземных этажа и два запасных входа. В 1977-м, когда было начато строительство, предполагалось, что база будет способна выдержать ядерный удар. Настолько далеко холодная война не зашла, но вот чего командный пункт пережить не смог, так это развала СССР и перестройки. Сейчас заброшенные тоннели местами подтоплены грунтовыми водами, а металлические перегородки выпилены и сданы на металлолом мародерами – экстремальным путешественникам этот вид, кажется, особенно по душе. Похожая судьба была у другого засекреченного объекта – так называемого бункера Сталина, находящегося в Москве на Таганке. Как писали СМИ, в 2006 году сооружение площадью 7 тыс. кв. м было выставлено на открытый аукцион и выкуплено у Росимущества частной компанией «Новик-Сервис» за 65 млн рублей. В музее «Бункер-42» о выгодной покупке говорят неохотно. «Тогда это были подтопленные тоннели, требовавшие огромных инвестиций. Даже сейчас, когда проделаны основные работы, содержание объекта обходится в сотни тысяч в месяц», – рассказывает директор музея Игорь Лавренчук. Впрочем, он не отрицает, что «Бункер-42» является успешным бизнес-кейсом. Ежедневно в музее проводится примерно восемь экскурсий по 30 посетителей каждая, входной билет стоит в среднем 700 рублей. Нетрудно подсчитать, что оборот музея составляет около 5 млн рублей в год. По словам г-на Лавренчука, оборот других объектов – банкетных и конференц-залов, ресторана, площадки для игры в страйкбол, находящихся на уровне 65 метров под землей, – равен музейному. «Главное в реализации подобных проектов – обеспечить гидроизоляцию, вентиляцию, канализацию и т.д. Для этого необходимы сложные инженерные сооружения, которые могут значительно увеличить инвестиции. Поэтому важно, чтобы объект располагался вблизи городской инфраструктуры», – резюмирует бизнесмен.

6) Санаторий «Ай-Петри»

Расположение: п. Кореиз Владелец: ЗАО «Укрпрофздравница»* Номерной фонд: 385 Парковая площадь: н/д Собственный пляж: 450 м Риски: принадлежит Федерации профсоюзов Украины

7) Санаторий «Мисхор»

Расположение: п. Кореиз Владелец: ЗАО «Укрпрофздравница»* Номерной фонд: 580 Парковая площадь: 18 га Собственный пляж: 250 м Риски: принадлежит Федерации профсоюзов Украины

8) Санаторий «Алушта»

Расположение: Алушта Владелец: ООО «Санаторий «Алушта» Номерной фонд: 433 Парковая площадь: 3 га Собственный пляж: есть Риски: очевидных нет

9) Санаторий «Россия»

Расположение: Ялта Владелец: Республиканское предприятие «Курортно-оздоровительный комплекс «Россия» Номерной фонд: 139 Парковая площадь: 14,3 га Собственный пляж: 210 м Риски: очевидных нет

10) Санаторий «Победа»

Расположение: Евпатория Владелец: ЗАО «Укрпрофздравница»* Номерной фонд: 245 Парковая площадь: н/д Собственный пляж: нет Риски: принадлежит Федерации профсоюзов Украины

*Учредителями ЗАО являются Федерация профсоюзов Украины и Фонд социального страхования Украины по временной потере трудоспособности. Государственный совет Республики Крым проводит национализацию объектов санаторно-курортной отрасли, включая активы «Укрпрофздравницы»

Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши