Общество, 27 мая 2014, 17:33

Инвестиционный гид по Крыму

Сейчас, возможно, самое время приобрести выгодный актив для развития туристического бизнеса на солнечном полуострове
Читать в полной версии
Фото: FOTOLIA/PHOTOXPRESS; MASTERFILE/EAST NEWS

Около 1 трлн рублей из российского бюджета будет потрачено на проекты в Крыму в течение следующих пяти лет.

Это колоссальная сумма: валовый региональный продукт полуострова в 2013-м был почти в 5 раз меньше. А Олимпиада в Сочи обошлась всего в 1,5 раза дороже, чем хотят вложить в Крым. Цифра «утекла» в мае из Минрегиона, где готовят целевую программу по экономическому развитию Крымского федерального округа. Чиновники тут же заявили, что документ пока не готов, а потому некорректно обсуждать какие-либо его показатели. Но судя по опыту других российских мегапроектов, 1 трлн рублей стоит воспринимать как минимальную сумму инвестиций. Очевидно, что в ближайшие годы новый регион серьезно изменится. Как на этом можно заработать?

Наиболее привлекательны для инвесторов объекты санаторно-курортного комплекса, поскольку туризм является одной из трех ведущих экономических сфер Крыма наряду с добычей нефти и газа и сельским хозяйством. Предложений на рынке гостеприимства хоть отбавляй: 225 гостиниц, 650 пансионатов и около 3 тыс. мини-отелей. Почти ко всем из них можно присматриваться – среди этого разнообразия лишь шесть объектов находятся под управлением международных сетей. Вице-президент GVA Sawyer Николай Вечер говорит, что Крым исторически считался не слишком популярным центром туризма с преобладанием устаревших санаториев, чем и объясняется низкий интерес к нему со стороны крупных сетевиков. У самих же украинцев было недостаточно средств для реализации масштабных проектов. Однако некоторые бизнесмены, в том числе из России, сделали ставку на крымское.

Еще в 2006-м группа «ИФД КапиталЪ» Вагита Алекперова и Леонида Федуна затеяла перестройку здравницы «Курортная поликлиника» в Алуште. Теперь она стала отелем Radisson Resort & SPA Alushta, а в мае прошлого года открылся ее новый корпус. В расширение вложено 60 млн долларов. Сбербанк к осени завершит реконструкцию комплекса «Мрия» – проект разрабатывал Норман Фостер. В середине 2013-го зарегистрированная на Кипре Delphshirre Holdings Limited, подконтрольная бенефициару Союз «Маринс Групп» Александру Куликову, стала владельцем отеля «Ялта-Интурист». Г-ну Куликову уже принадлежал пансионат «Донбасс», и бизнесмен анонсировал планы потратить более 100 млн долларов на модернизацию двух объектов и строительство новых корпусов.

До тех пор пока не стабилизируется экономико-политическая ситуация в Крыму, все инвестпроекты там будут высокорискованными. Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский советует вообще воздержаться от покупки недвижимости до окончания переходного периода, когда завершится перерегистрация собственности из украинского реестра в российский и будут сняты претензии Киева к действиям крымских властей. Но рыба лучше ловится в мутной воде. Для тех, кто привык рисковать, журнал «РБК» подобрал самые привлекательные объекты для инвестирования – крупнейшие санатории и негостиничные проекты.

Выгодные активы для развития туристического бизнеса

1) «Порт Ялта»

Расположение: Ялта Сумма инвестиций: 150 млн долл. Срок окупаемости: 7–8 лет

Несмотря на то что Ялта – один из самых популярных курортов Крыма, здесь нет яхтенных марин, которые соответствовали бы международным стандартам. В Республиканском комитете по транспорту и связи еще в 2012-м разработали проект портового туристического комплекса, который может претендовать на звание младшего брата дубайских Островов Пальм. Планом предусмотрено строительство отеля, напоминающего лондонский «огурец» Нормана Фостера, торгового центра в стиле Захи Хадид, яхт-клуба, апартаментов, развлекательного и SPA-центров. Дальше подготовки инвестиционного предложения крымские чиновники не продвинулись. Либо помешала революция, либо денег на проект нужно потратить гораздо больше, чем озвучено официально.

2) Тематический парк приключений «Динолэнд»

Расположение: Бахчисарайский район Сумма инвестиций: 150 млн долл. Срок окупаемости: 6 лет

«Динолэнд» разработал крымский туроператор ООО «Компания «Черномор», сейчас идет согласование проектно-сметной документации. На самостоятельную реализацию идеи денег и опыта у «Черномора» не хватает, поэтому предприятие ищет партнера. Парк расположится на 50 га неподалеку от Бахчисарая. Во внешней его части построят кафе, гостиничный комплекс, казино, SPA-центр, боулинг. Во внутренней создадут девять тематических зон. В «Восточной сказке», например, будут разыгрывать спектакли по мотивам легенд. В зоне «Ярость динозавров» посетителей отправят терпеть бедствие, как в «Парке Юрского периода», а в «Дикой реке» – воевать с древними царями. В 30 км от парка арендовано еще 80 га, где можно устроить гольф-клуб. Парк включен в «Стратегию развития Крыма до 2020 года» как приоритетный проект и, судя по всему, попадет в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (прием заявок завершен 21 мая). Короче говоря, можно рассчитывать на господдержку на всех этапах развития проекта.

3) Ялтинская киностудия

Расположение: Ялта Владелец: ООО «СтройСектор» Что можно сделать: музей кино, парк аттракционов, развлекательный центр, отель Риски: на территории возможны оползни

«Кавказская пленница», «Человек с бульвара Капуцинов» – перечислять известные советские фильмы, созданные на Ялтинской киностудии, можно долго: морские и горные виды в большинстве советских картин сняты именно в этих местах. С развалом СССР популярность киностудии канула в Лету. В 1988 году ее сделали государственным предприятием, в 2003-м продали российскому «ПоликомВесту», а 2010-м – российскому же ООО «СтройСектор», владельцы которого не раскрываются. Частая смена собственников не прошла для компании даром: последние пять лет Ялтинская киностудия лишь выдает в аренду унаследованный реквизит, но не снимает фильмы. «В 2013-м мы так или иначе обслужили шесть картин», – уклончиво комментирует ситуацию директор киностудии Андрей Николаев. При этом эксперты в один голос утверждают, что площадка – прекрасный вариант для инвестиций.

«Территория студии разделена на два участка, один из которых, площадью почти 11 га, находится на холме, а другой – на пляже. Эта земля перспективна как для развлекательного центра, так и для закрытого жилого комплекса, пятизвездочной гостиницы – объект будет в шаговой доступности от всей инфраструктуры города», – рассказывает председатель крымского отделения «Деловой России» Алексей Гринцевич. Есть и другие варианты использования территории. Скажем, здесь можно было бы организовать музей кино, как на «Мосфильме». Хотя гендиректор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров считает, что опыт его компании в Ялте лучше не повторять. «Эта площадка хорошо подходит для парка развлечений вроде Диснейленда. В свое время мы хотели запустить на «Мосфильме» уличные аттракционы, как, например, на Universal, но для нас это оказалось экономически невыгодно. В те несколько теплых месяцев в году, когда аттракционы могут быть открыты, в музеях обычно самая низкая посещаемость», – объясняет режиссер.

«Киностудии есть что показать»

Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»

«Музей кино на «Мосфильме» мы создали в 2010 году. Я был в командировке в Италии и увидел, что на их киностудиях постоянно проводятся экскурсии. Тогда мы решили запустить у себя нечто подобное, ведь у нас есть на что посмотреть: в музее 700 тыс. костюмов, более двух десятков ретроавтомобилей, большая декорация старинной Москвы. Мы создали свое экскурсионное бюро, и сейчас музей является полноценным направлением бизнеса, делающим 3–5% ежегодного оборота киностудии. В среднем у нас 300–500 посетителей ежедневно, билет стоит 150 рублей для детей и 200 для взрослых».

4) Винзавод «Массандра»

Расположение: п. Массандра Владелец: Фонд госимущества Крыма Что можно сделать: винный дом с отелями, ресторанами, SPA-центрами Риски: предприятие было национализировано Госсоветом Республики Крым 26 марта 2014 года. Правительство Украины не оставляет попыток компенсировать потери от национализации

Коллекция вин в погребе завода «Массандра» в конце 1990-х была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупная в мире. Новых рекордов с тех пор завод, кажется, не ставил. «Последние 20 лет компания эксплуатирует свой бренд и не создает ничего нового, хотя тенденции потребления значительно изменились», – говорит сомелье, владелец виноторговой компании Bio-Wine Павел Швец. В частности, сейчас высокий спрос на столовые сухие вина, «Массандра» же продолжает оставаться производителем в первую очередь крепких и десертных – по сути, нишевого и более дешевого продукта. Вот и получается, что продажи у предприятия растут медленно или не растут вовсе. Так, по словам генерального директора ГК «Легенды Крыма» Михаила Штырлина, поставки массандровских вин в Россию держатся на уровне 4,5–5 млн бутылок в год последние 10 лет, хотя могли бы уже достигать 10 млн.

Ресурсы для развития у «Массандры» имеются. Компания владеет практически 4 тыс. га виноградников и девятью совхозами с первичным и вторичным производством. Правда, есть несколько «но». «Там уникальные участки, прекрасные терруары, где можно делать сухие вина. Нужно поменять идеологию», – объясняет г-н Швец. Дело в том, что в СССР виноградники эксплуатировали как поля с зерновыми – ставили рекорды по сборам. В результате при плотной посадке виноград получали такого качества, что из него проще было делать крепленое вино. То есть, во-первых, виноградники нужно рассадить. Во-вторых, производственные мощности необходимо переоснастить. «Для одного завода техника для первичной обработки стоит примерно 200–300 тыс. евро, опрыскиватели и культиваторы для хозяйств обойдутся в 20–30 тыс. евро за штуку. На то, чтобы обновить сами виноградники, потребуется четыре–пять лет и 20 тыс. евро на 1 га земли», – подсчитал Павел Швец.

«Потенциал не используется»

Павел Титов, председатель совета директоров «Абрау-Дюрсо»

«У «Массандры» есть музей, экскурсионные программы, богатая история и красивые пейзажи. Но этот потенциал компания использует не на полную мощность. Дополнительные проекты «Абрау-Дюрсо» – отели, SPA-центры и ресторан – приносят около 10% выручки компании. Вино – сезонный продукт, и летом, когда его сбыт значительно снижается, стабильная выручка от этих проектов помогает бизнесу».

5) Объект № 221

Расположение: с. Морозовка, 4 км от Балаклавы Владелец: Фонд госимущества Крыма Что можно сделать: музей холодной войны, как московский «Бункер-42» Риски: командный пункт бросили строить, завершив работы на 90%. Объект законсервирован в 1992-м, но разрушается, поскольку доступ туда открыт всем желающим

«Был внутри уже три раза, обязательно поеду еще. Атмосфера там манящая… Заходить только с хорошими фонарями, в теплой одежде и кроссовках, есть грязь и лужи» – такими отзывами делятся туристы, побывавшие на некогда секретном объекте № 221, а теперь заброшенном командном пункте Черноморского флота. Масштабы сооружения впечатляют: семь тоннелей выкопаны на глубине 180 м, их общая площадь – 17,5 тыс. кв. м, протяженность – более 10 км. Объект имеет четыре подземных этажа и два запасных входа. В 1977-м, когда было начато строительство, предполагалось, что база будет способна выдержать ядерный удар. Настолько далеко холодная война не зашла, но вот чего командный пункт пережить не смог, так это развала СССР и перестройки. Сейчас заброшенные тоннели местами подтоплены грунтовыми водами, а металлические перегородки выпилены и сданы на металлолом мародерами – экстремальным путешественникам этот вид, кажется, особенно по душе. Похожая судьба была у другого засекреченного объекта – так называемого бункера Сталина, находящегося в Москве на Таганке. Как писали СМИ, в 2006 году сооружение площадью 7 тыс. кв. м было выставлено на открытый аукцион и выкуплено у Росимущества частной компанией «Новик-Сервис» за 65 млн рублей. В музее «Бункер-42» о выгодной покупке говорят неохотно. «Тогда это были подтопленные тоннели, требовавшие огромных инвестиций. Даже сейчас, когда проделаны основные работы, содержание объекта обходится в сотни тысяч в месяц», – рассказывает директор музея Игорь Лавренчук. Впрочем, он не отрицает, что «Бункер-42» является успешным бизнес-кейсом. Ежедневно в музее проводится примерно восемь экскурсий по 30 посетителей каждая, входной билет стоит в среднем 700 рублей. Нетрудно подсчитать, что оборот музея составляет около 5 млн рублей в год. По словам г-на Лавренчука, оборот других объектов – банкетных и конференц-залов, ресторана, площадки для игры в страйкбол, находящихся на уровне 65 метров под землей, – равен музейному. «Главное в реализации подобных проектов – обеспечить гидроизоляцию, вентиляцию, канализацию и т.д. Для этого необходимы сложные инженерные сооружения, которые могут значительно увеличить инвестиции. Поэтому важно, чтобы объект располагался вблизи городской инфраструктуры», – резюмирует бизнесмен.

6) Санаторий «Ай-Петри»

Расположение: п. Кореиз Владелец: ЗАО «Укрпрофздравница»* Номерной фонд: 385 Парковая площадь: н/д Собственный пляж: 450 м Риски: принадлежит Федерации профсоюзов Украины

7) Санаторий «Мисхор»

Расположение: п. Кореиз Владелец: ЗАО «Укрпрофздравница»* Номерной фонд: 580 Парковая площадь: 18 га Собственный пляж: 250 м Риски: принадлежит Федерации профсоюзов Украины

8) Санаторий «Алушта»

Расположение: Алушта Владелец: ООО «Санаторий «Алушта» Номерной фонд: 433 Парковая площадь: 3 га Собственный пляж: есть Риски: очевидных нет

9) Санаторий «Россия»

Расположение: Ялта Владелец: Республиканское предприятие «Курортно-оздоровительный комплекс «Россия» Номерной фонд: 139 Парковая площадь: 14,3 га Собственный пляж: 210 м Риски: очевидных нет

10) Санаторий «Победа»

Расположение: Евпатория Владелец: ЗАО «Укрпрофздравница»* Номерной фонд: 245 Парковая площадь: н/д Собственный пляж: нет Риски: принадлежит Федерации профсоюзов Украины

*Учредителями ЗАО являются Федерация профсоюзов Украины и Фонд социального страхования Украины по временной потере трудоспособности. Государственный совет Республики Крым проводит национализацию объектов санаторно-курортной отрасли, включая активы «Укрпрофздравницы»

Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Разоблачаем 6 мифов о Telegram: как найти свою аудиторию на платформе
Pro
От Мердока до Адани: как в крупных компаниях планируют передачу власти
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Как долгая карьера на одном месте работает против вас
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план