Успеть до арестов
Дума не успевает вовремя принять закон, позволяющий сохранить в Уголовном кодексе «предпринимательский» состав мошенничества. Статью, возможно, придется заново вводить в УК. Ее отсутствие скажется на участи бизнесменов.
Законодатели не уложились
Статья УК о мошенничестве в сфере предпринимательства (159.4 УК) прекратит действовать 12 июня — истечет полугодовой срок, отведенный на ее исправление Конституционным судом (КС). Это будет означать и прекращение действия запрета на досудебные аресты предпринимателей, отмечал ранее РБК депутат-единоросс Рафаэль Марданшин. Он соавтор законопроекта с корректировками ст. 159.4, внесенного в Думу в начале прошлой недели и принятого в первом чтении в минувшую пятницу, 22 мая.
Вероятность, что до 12 июня документ будет принят во втором и третьем чтениях Думой и своевременно передан на подпись президенту, крайне низка: ближайшее заседание Госдумы состоится 9 июня; заседаний Совета Федерации ни в этот, ни в ближайшие дни не назначено — первое после этой даты состоится 24 июня, говорит собеседник в аппарате верхней палаты.
Депутаты знают о проблеме, обсуждаются пути ее решения, говорит Марданшин. Возможно проведение внеочередного заседания Совета Федерации 9 июня: если бы Дума проголосовала за закон до часа голосования, который обычно начинается в 17:00, то голосование в Совете Федерации могло бы состояться во второй половине дня 9 июня и закон был бы передан на подпись президенту в тот же день или 10 июня, пояснил депутат. Кроме того, могут оказаться правы правоведы, считающие, что внесение законопроекта в Думу и его принятие в первом чтении уже означают, что требуемые КС изменения в статью УК внесены и его решение исполнено; этот вопрос также сейчас изучается, отметил Марданшин.
Третий путь решения проблемы — подготовка ко второму чтению законопроекта поправки в УК о введении новой статьи 159.4 и принятие статьи как новой, говорит Марданшин. Это крайний вариант на случай, если ускорить принятие проекта не удастся, пояснил депутат.
Председатель профильного комитета Госдумы по законодательству и еще один соавтор законопроекта Павел Крашенинников также говорит о нескольких возможностях сохранения «предпринимательского» состава мошенничества в УК, но наиболее вероятным считает вариант, при котором статья будет изложена заново — она и так уже изложена иначе после внесения депутатских поправок. О сложностях, связанных с повторным введением в УК ст. 159.4 (против ее сохранения в УК выступает МВД), Крашенинников говорить не стал: «Будем стараться принять, а там уж как получится».
Важная для бизнеса статья
Это важная статья, поручение исполнить решение КС дал президент Владимир Путин, напоминает Крашенинников.
Ее исключение из УК означает не только прекращение моратория на досудебные аресты предпринимателей, но и ухудшение участи в случае объявления обвинительного приговора. Как показала судебная статистика за прошлый год, исследованная РБК, самым распространенным наказанием за преступления по специальным статьям о мошенничестве является штраф. За год всего 366 человек (менее 5% от осужденных) были приговорены к реальным срокам лишения свободы, и только 36 из них — к наказанию на срок более трех лет. К лишению свободы в колониях по старой статье за мошенничество осуждены 5439 из 18 033 человек (30%).
Именно по ст. 159.4 были осуждены в декабре 2014 года братья Олег и Алексей Навальные, последний в итоге отделался условным сроком.
Если статья прекратит действовать, уголовные дела в отношении предпринимателей будут возбуждаться по общей статье о мошенничестве, полагает Марданшин. Но переквалификации дел, которые были возбуждены по статье 159.4 до того, как она перестала действовать, не будет — переквалификации в сторону ухудшения положения обвиняемого быть не должно, отмечает собеседник.
Как считает судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин, если статья утратит силу, то по делам, по которым еще не были вынесены приговоры, обвинения должны быть переквалифицированы на действующие составы УК либо дела должны быть прекращены. Но Пашин отметил, что наказание по этим переквалифицированным делам суды смогут назначить не жестче, чем оно предусматривалось в специальной статье. «Нельзя применять закон более жесткий, чем действовал на момент совершения преступления», — отметил судья.
Такого же мнения придерживается адвокат Дмитрий Аграновский. «Дела по этим статьям должны быть прекращены или переквалифицированы», — уверен защитник.
Если статью действительно придется вводить в УК заново, то ко второму чтению законопроекта в нем можно сделать примечание, согласно которому все дела, возбужденные против предпринимателей в промежутке, когда норма не действовала, будут подлежать переквалификации, говорит Марданшин.
По данным руководителя организации защиты предприятий «Бизнес Солидарность» Яны Яковлевой, когда эта статья была только введена, «суды получили негласное распоряжение не переквалифицировать статью осужденных за обычное мошенничество на предпринимательское». «Поэтому будущее непредсказуемо. Все будет зависеть от очередного негласного распоряжения по правоприменению», — рассуждает правозащитница.
Корректировки из Белого дома
Поручение исполнить решение КС и подкорректировать уголовный закон президент давал правительству, но оно так и не внесло в Думу поправок, позволяющих сохранить «предпринимательскую» статью в УК, указывает собеседник, близкий к авторам проекта. Правительство лишь дало положительный отзыв на депутатскую инициативу и рекомендовало дополнительные поправки, позволяющие привести статью в соответствие с постановлением КС и поручением президента. В отзыве правительства, в частности, содержится совет уравнять максимальные сроки наказания по всем специальным составам мошенничества с максимальным сроком по «предпринимательской» статье — авторы проекта намерены ужесточить его на год, с пяти до шести лет. Если это будет сделано, то санкции по спецсоставам мошенничества — в сфере кредитования, социальных выплат, с использованием платежных карт и т.д. — сократятся почти вдвое. Сейчас максимальное наказание по этим статьям — десять лет лишения свободы.
При этом правительство не поддержало смягчение наказания за мошенничество в крупном размере (по ч. 3 ст. 159 УК), которое депутаты предлагают сократить на год, с шести до пяти лет. Это позволило бы исполнить постановление КС, который указал на несоответствие степеней тяжести одних и тех же деяний, предусмотренных «предпринимательской» и общей статьями о мошенничестве, пояснял РБК Марданшин. КС проверял не ту часть общей статьи о мошенничестве, которую депутаты хотят смягчить, указали правительственные юристы. Они также рекомендовали не выводить из-под действия «предпринимательской» статьи граждан — за ущерб им депутаты предлагали судить предпринимателей по общей статье о мошенничестве (ст.159 УК). О том же позже говорилось в заключениях профильного комитета по законодательству и правового управления Думы.