Общество, 27 мая 2015, 00:25

Строят на свои

Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Как выяснил РБК, рекордные продажи жилья в 2014 году позволили многим девелоперам облегчить кредитные портфели, а с некоторыми долгами — даже расплатиться досрочно.

Долги тянут карман

Снижение долговой нагрузки по итогам 2014 года зафиксировали многие крупные девелоперы (на графике приведены данные по публичным компаниям).

Группа ЛСР Андрея Молчанова к концу прошлого года снизила чистый долг (разницу между общим долгом и денежными средствами на сче​тах компании) на 93%, до 2,089 млрд руб., следует из отчетности девелопера. При этом общий долг на 31 декабря 2014-го составлял 27,4 млрд руб., объем денежных средств и их эквивалентов — 25,3 млрд руб. ПИК довела размер чистого долга до 10,2 млрд руб. против 19 млрд руб. на конец 2013-го.

Группа «Мортон» Александра Ручьева в декабре 2014-го и январе 2015-го досрочно погасила задолженность в 3,5 млрд руб., рассказал представитель компании Игорь Ладычук.

«Всплеск спроса в конце прошлого года позволил сформировать финансовую подушку безопасности, — утверждает первый заместитель гендиректора группы МИЦ Даромир Обуханич. — Досрочно мы погасили долг перед Сбербанком по проектам в Видном и Железнодорожном, держать долг было нерентабельно». Представитель ОПИН отметил, что благодаря 37-процентному росту продаж квартир в жилом комплексе Vesna​ компания сумела досрочно погасить задолженность перед Сбербанком по проектному финансированию этого комплекса.

«Дон-строй Инвест» вообще перестал строить на заемные средства, рассказала гендиректор компании Алена Дерябина. За пять лет, с 2010-го по 2014-й, девелопер получил выручку в 101 млрд руб. (в том числе 37 млрд руб. — в прошлом году), говорит она: из этой суммы 48,5 млрд руб. пошло на выплату кредитов ВТБ, 16 млрд руб. было размещено на депозитах, а еще 21,5 млрд руб. будет инвестировано в стройку в 2015-м. «Мы не только продолжаем обслуживать наши кредиты, но и перестали привлекать какие-либо новые займы», — отметила Дерябина.

Пять лет назад «Дон-строй» был одним из крупнейших должников на строительном рынке: задолженность компании к середине 2010-го достигала 80 млрд руб. Дерябина отказалась раскрыть размер текущего долга компании.

Кредиты как роскошь

«В условиях, когда ожидается снижение потока наличности, девелоперам выгоднее держать на своих счетах наличные средства, чем привлекать их в кредит под слишком высокие проценты в банках», — объясняет старший аналитик БКС Марат Ибрагимов. По словам аналитика «ВТБ Капитала» Марии Колбиной, сегодня относительно небольшое число застройщиков могут позволить себе кредитное финансирование: даже те компании, которые соответствуют требованиям банков, не могут претендовать на кредит по ставке ниже 15% годовых, отмечает она.

Единственным застройщиком, столкнувшимся с проблемой возврата долгов, стала СУ-155 Михаила Балакина. По состоянию на 3 апреля размер ее кредитной нагрузки, по собственным данным, составил около 25 млрд руб. СУ-155 уже допустила несколько техдефолтов по облигациям: по трем выпускам на 2,3 млрд руб. 3 марта и по одному выпуску на 1 млрд руб. 19 мая.

Глава Минстроя Михаил Мень рассказывал, что СУ-155 может продать свои непрофильные активы, чтобы расплатиться с кредиторами. В интервью РБК глава стройкомплекса Подмосковья Герман Елянюшкин сообщил, что власти региона вместе с руководством компании работают над выработкой «дорожной карты» по выводу СУ-155 из тяжелой финансовой ситуации: «Мы заинтересованы в ее оздоровлении. Основная задача — не допустить появления обманутых дольщиков и безработицы среди сотрудников».

Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников