Общество, 27 мая 2015, 00:25

Олимпийские песни

Читать в полной версии
Фото: REUTERS

Ежегодный конкурс «Евровидение» — это Олимпийские игры в поп-музыке. Как и в случае с Олимпиадой, это десятки миллионов телезрителей, наведение межнациональных мостов, геополитический подтекст и... убытки организаторов.

​Ежегодный музыкальный конкурс «Евровидение», в этом году отпраздновавший 60-летие, в XXI веке превратился в дорогостоящее мероприятие; проводить его у себя в стране престижно, но финансово невыгодно. «Евровидение» — как Олимпийские игры, утверждает глава шведской делегации на конкурсе Кристер Бьоркман: «Оно построено на той же идее и ориентировано на преодоление различий».

И как и в случае с Олимпиадой, поддержание этих ценностей обходится с каждым разом все дороже. Стоимость организации ежегодного конкурса может достигать $45 млн, и поскольку конкурс проводится в стране, которая победила на «Евровидении» в предыдущий год, регулярно какие-то страны отказываются от участия или по крайней мере не сильно стремятся к победе.

В этом году «Евровидение», проводившееся в Вене, пропустила Украина: бюджет Национальной телекомпании Украины (за конкурс отвечают национальные телерадиовещатели) ограничен в условиях войны на востоке страны. В прошлом году от участия отказались Сербия, Болгария, Хорватия и Кипр, в предыдущие годы на «Евровидение» не приезжали Чехия, Черногория, Венгрия, Польша, Португалия. Год назад, когда шоу проводилось в Копенгагене, в числе фаворитов была шведская исполнительница, и СМИ сообщали, что Швеция не очень-то хочет выиграть, поскольку уже проводила «Евровидение» в 2013 году. Победу в итоге одержала Австрия.

«Евровидение» становится настолько дорогим, что выигрывать по несколько раз обременительно, — сказал в интервью Euronews на прошлой неделе Бьоркман. — Организация стоит много денег, и мы должны хотя бы чуть-чуть сократить расходы, потому что национальные телерадиовещатели находятся под сильным финансовым давлением».

Швеция вновь проведет «Евровидение» в следующем году — в минувшее воскресенье в Вене победил шведский певец. В 2013 году, когда конкурс проходил в Мальме, шведская общественная телекомпания SVT уже сильно экономила, оценив стоимость организации в $20 млн — более чем в два раза дешевле «Евровидения» в Баку (2012 год, $46 млн) и в Москве (2009 год, $40–44 млн).

Не все из этих расходов на самом деле несут страны-хозяйки. «Евровидение» проводится под эгидой Европейского вещательного союза (EBU). Между членами организации действует соглашение о коллективных расходах на «Евровидение», и, по оценкам экспертов, «большая пятерка» (Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия) обеспечивают до 50% ежегодных затрат на проведение конкурса. Остальное оплачивают страна-хозяйка и другие участники «Евровидения» (в виде комиссионных взносов, пропорциональных размеру национальных телерадиовещателей). 

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех