Протесты в Белоруссии, 27 мая 2021, 15:11

Суд разрешил экстрадицию обвиняемого в массовых беспорядках белоруса

Мосгорсуд принял решение выслать Андрея Казимирова, активиста из Бреста, которому на родине грозит до восьми лет за участие в массовых беспорядках. Казимиров уехал из страны после двух суток побоев в милиции, он соискатель убежища
Читать в полной версии
(Фото: abc-belarus.org)

Мосгорсуд отклонил жалобу на решение об экстрадиции 21-летнего гражданина Белоруссии Андрея Казимирова, который обвиняется в участии в массовых беспорядках (ст. 293 УК Белоруссии) в Бресте, был ранен и жестоко избит в милиции. Об этом сообщил РБК защищающий его адвокат Илларион Васильев, информацию подтвердили в пресс-службе Мосгорсуда.

«В случае его выдачи ему грозят пытки и жестокое обращение. Факт пыток у нас задокументирован, после задержания его жестоко избивали. Кроме того, общая ситуация с правами человека в Беларуси в части пыток, применения жестоких средств расследования, несправедливого суда общеизвестна, уже есть и случаи смертей в местах лишения свободы», — сказал РБК Васильев.

Решение о «выдаче Казимирова компетентным органам Республики Беларусь для привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 293 УК» принял в конце апреля заместитель генпрокурора Николай Винниченко; суд признал его «законным и обоснованным», уточнили в Мосгорсуде.

Что произошло с 21-летним активистом

Антифашист Казимиров прошлым летом участвовал в акциях протеста против результатов президентских выборов в стране. Как сообщили РБК в фонде «Гражданское содействие» (признан иноагентом), в основу его обвинения легло то, что он вместе с другими участниками акции передвинул мусорный контейнер, использовав его в качестве защиты от резиновых пуль. Во время разгона акции протеста Казимиров получил ранение в ногу, предположительно резиновой пулей, говорится в жалобе адвоката на его экстрадицию.

В решении московского суда указано, что активист 10–11 августа принял участие в беспорядках, сопровождавшихся «применением в качестве орудий совершения преступления досок, палок, уличных мусорных урн, фрагментов скамеек, тротуарной плитки и асфальта, бутылок, камней, металлических болтов, емкостей с краской, пиротехнических изделий и других неустановленных предметов».

Лично Казимиров вместе с другими протестующими «переместил на проезжую часть проспекта Машерова города Бреста бетонный поддон от мусорной урны, участвуя тем самым в возведении баррикад, разбивал тротуарную плитку, изготавливая орудия преступления, а затем умышленно с целью применения насилия не менее одного раза бросил в шеренгу сотрудников неустановленный предмет», — говорится в постановлении московского суда со ссылкой на белорусское обвинение. Власти страны считают, что из-за его действий один из сотрудников органов внутренних дел получил легкий вред здоровью, еще 25 — побои, было повреждено имущество и нарушена работа общественного транспорта.

Спустя две недели, 25 августа, сотрудники милиции задержали Казимирова наряду с другими участниками протестов. Как и другие задержанные, он был избит, к нему не допустили адвоката, сообщили в «Гражданском содействии». После двух суток в камере активиста отпустили, взяв с него письменное заявление, что он не имеет претензий к сотрудникам милиции.

В начале сентября Казимиров выехал в Россию, власти Белоруссии объявили его в розыск. Еще через несколько месяцев, в январе 2021 года, московская полиция задержала его по дороге на работу. Перовский районный суд столицы арестовал Казимирова по обвинению в участии в массовых беспорядках (ст. 212 УК России). Находясь в СИЗО, активист подал документы для получения временного убежища в России. В ГУ МВД по Москве ему отказали, он обжаловал отказ в суде.

Высылка соискателей убежища или тех, кто утратил формальный статус беженца, запрещена, если на их родине сохраняется опасность, следует из российского закона и международных документов, на которые ссылаются адвокаты.

Тем не менее 29 апреля Генпрокуратура удовлетворила запрос об экстрадиции Казимирова, он и правозащитники из «Гражданского содействия» оспорили его в суде.

Как суд объяснил свое решение

Власти Белоруссии считают, что преступление Казимирова выразилось «в непосредственном совершении насилия над личностью, погромах, уничтожении имущества», эти действия криминализованы и в России, сказано в постановлении суда (копия есть у РБК). Суд не увидел оснований считать, что Казимиров преследуется «по политическим мотивам» или «в связи с политическими взглядами».

«Каких-либо объективных сведений о том, что Казимиров подвергался ранее либо впоследствии может подвергнуться пыткам либо иному негуманному и жестокому обращению в случае его выдачи и что он будет лишен права на справедливое судебное разбирательство, в суд не представлено. Фактически эти заявления голословны», — счел судья Сергей Подопригоров.

«Необходимо отметить, что Республика Беларусь является участником международных соглашений и договоров о соблюдении прав человека, в том числе Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и несет в связи с этим соответствующие международные обязательства. Сведений о злоупотреблениях и нарушениях международных обязательств со стороны Республики Беларусь при осуществлении взаимодействия с Генеральной прокуратурой России в сфере экстрадиции не имеется», — указал Подопригоров.

Что будет делать защита

Если остановить экстрадицию не получится, к Казимирову, скорее всего, применят пытки «для получения признательных показаний в отношении преступлений, которых он не совершал, а уголовное дело против него полностью сфабриковано», говорилось в жалобе адвокатов Иллариона Васильева и Марии Красовой. Протесты против результатов президентских выборов в Белоруссии «привели к кризису беспрецедентных масштабов в области прав человека», что зафиксировано в докладах и отчетах органов ООН, Amnesty International и других организаций, указывают защитники. По сведениям только из официальных источников, «в результате действий правоохранительных органов зафиксирована гибель как минимум четырех человек; с 9 августа по 23 ноября более 2,6 тыс. участников протестов получили тяжелые физические и психологические травмы, за тот же период было возбуждено более 1 тыс. уголовных дел в отношении мирных протестующих, членов и сторонников оппозиции, журналистов, юристов и правозащитников», отмечено в жалобе.

В разговоре с РБК Васильев добавил, что к задержанным и арестованным в Белоруссии не допускают защитников и дипломатов. У Казимирова есть только гражданство Белоруссии, однако международные механизмы предусматривают, что в случае экстрадиции у него должно быть право на встречу с российскими дипломатами, поскольку выдающая страна может проверять условия содержания экстрадируемого в принимающем государстве. Но по факту у Казимирова такой возможности не будет, полагает адвокат.

У защиты Казимирова есть десять дней на подачу апелляции. Кроме того, адвокаты намерены обратиться в Европейский суд по правам человека с просьбой принять срочные меры согласно правилу 39 регламента суда и таким образом заблокировать экстрадицию Казимирова, сказал юрист. Такие меры, в частности, в 2017 году были приняты в случае журналиста Али Феруза, тогда ЕСПЧ запретил России высылать его в Узбекистан.

«Решение суда формальное — такое, какие обычно принимаются по делам об экстрадиции. Оно мотивируется тем, что Россия обязана исполнять запросы иностранных государств о правовой помощи. А все доводы против экстрадиции суд не принял. Например, не учел, что сейчас Казимиров проходит процедуру обжалования отказа в предоставлении временного убежища», — добавил Васильев.

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Впечатляющая статистика сарафанного радио: как оно усиливает рекрутинг