Общество, 27 июн 2013, 01:02

Властелины кольца

Читать в полной версии
Фото: Артур Саруханов

В этот вид автоспортивных состязаний не грех вернуться даже после «Формулы-1». Здесь недостаточно просто быть хорошим пилотом, проходить филигранно апекс за апексом, вовремя открывая на выходе из виража дроссельную заслонку на полную. Здесь проходит соревнование на выносливость для пилотов, их команд, машин и даже болельщиков. Корреспондент РБК daily АРТУР САРУХАНОВ побывал в минувшие выходные во Франции на «24 часах Ле-Мана» — одной из самых захватывающих гонок в мире, кузнице технологий для автопроизводителей и мужества для пилотов — и познакомился с последними ноу-хау в мире автоспорта.

Одна из старейших автомобильных гонок «24 часа Ле-Мана» проводится ежегодно еще с 1923-го. Трасса, на которой проходят заезды, при длине 13,6 км проходит как по дорогам общего пользования, в гоночные дни перекрываемым, так и по специально созданным участкам. И хотя за 90-летнюю историю заездов на выносливость она и претерпела определенные изменения, прежде всего по соображениям безопасности, остроты и зрелищности проходящее на ней массовое действо не утратило.

СПОРТА И ЗРЕЛИЩ!

На гоночный уикенд — а в Ле-Мане он стартует аж в среду — публика стягивается еще с начала недели. Места на близлежащих кемпингах, куда люди приезжают целыми семьями, забронированы без остатка задолго до старта соревнований, а припарковать личный автомобиль по приезде на шоу — отдельный элемент программы, требующий недюжей сноровки и изобретательности.

Чем же Ле-Ман так манит людей? По­кружив возле трассы и заглянув не раз в паддоки, могу сказать одно: 24-часовая гонка — это как модная ранее агитация молодых людей в армию. Именно здесь закаляются сталь, нервы и навыки. Вот почему в ней нередко принимают участие отставные формульные гонщики (в этом году — бразилец Лукас ди Грасси, швейцарец Себастьян Буэми, итальянец Джанкарло Физикелла, немец Ник Хайдфельд), не говоря уже о пилотах из других чемпионатов. Прикоснуться к этому даже в качестве простого наблюдателя — это как минимум вселить в жилы движение, а значит, и жизнь. Уж простите за патетику.

ГОНОЧНЫЕ СТРАСТИ

Борьба происходит в четырех различных классах: двух видах прототипов (LMP1 и LMP2) и двух Гран Туризмо (GTE PRO и GTE AM). Если не вдаваться в подробности технических регламентов, то все они отличаются между собой по скорости, массе, мощности двигателей и прочим техническим нюансам. Самый высокий шанс на абсолютную победу у автомобилей серии LMP1, просто исходя из их относительного технического совершен­ства.

Скажем, болид R18 e-tron quattro теперь уже 12-кратного победителя Ле-Мана — компании Audi представляет собой закрытое купе с карбоновым каркасом, который вполовину легче стального из десятилетнего прошлого. К тому же он имеет дизель-гибридную силовую установку: на скорости свыше 120 км/ч 490-сильному дизелю на помощь приходят два электромотора мощностью 218 л.с., подключающих переднюю ось. Преимущества такого тандема очевидны: вся тяга турбодизеля доступна уже на низах в отличие от бензиновых атмосферников конкурентов, да и на дозаправку можно заезжать реже.

Главный вопрос, которым все задаются при упоминании 24-часовых гонок: неужели все это время за рулем болида находится один пилот? Самое забавное, что в истории Ле-Мана такие прецеденты были! Однако по понятным соображениям сейчас каждым гоночным автомобилем управляют поочередно три пилота. Стартует кавалькада (в этом году для участия в гонке заявились 55 гоночных автомобилей) сходу на втором круге — первый все следуют за пейскаром в строгом порядке согласно пройденной перед гонкой классификации. Организаторы пытаются таким образом избежать массовых столкновений.

Впрочем, это еще не все сложности, с которыми приходится сталкиваться гонщикам за сутки. Кроме увеличенного времени состязания свои коррективы вносит и погода, которая в Ле-Мане всегда непредсказуема. Так произошло и на сей раз. Проливной дождь на одном участ­ке довольно продолжительной трассы сменялся солнцем на другом. Учитывать эти и другие особенности чудовищно трудно, о чем свидетельствовал первый за последние 15 лет фатальный инцидент уже на третьем круге заезда. В очередной шикане 34-летний датчанин Аллан Симонсен не справился с управлением своего Aston Martin и жестко атаковал отбойник. Увы, в последний раз в свой жизни.

ЧУДЕСА НА ВИРАЖАХ

К выездам автомобиля безопасности (одновременно на трассе их появляется три, чтобы разбить пелотон на сектора) в Ле-Мане привыкли. Иной раз инспекторы могут кружить десятками минут, приближая участников заезда к заветному клетчатому флагу. Происходит это и потому, что скорости у машин разные: пилот купе класса GTE вполне может замешкаться и проглядеть стремительное приближение превосходящего его в прыти болида LMP, максималка которого ограничена 350 км/ч. Впрочем, трасса в Ле-Мане довольно широкая, так что для обгонов здесь места предостаточно.

И напоследок — об экспорте технологий из мира спорта в салоны дилеров автопроизводителей. Помимо гибридных, аэродинамических и кузовных решений, ряд из которых мы уже наблюдаем в премиальном и даже массовом сегменте, отметим и свежие ноу-хау. К примеру, вид назад гонщику все того же R18 e-tron quattro обеспечивает вмонтированная в крышу камера. Она передает картинку на AMOLED-дисплей, который вытеснил с привычного места салонное зеркало. Этого решения пока в серии нет. А вот полностью светодиодная передняя оптика в некоторых автомобилях уже встречается. Так что, как видно, автоспорт продолжает оставаться не только массовым зрелищем, но и кузницей технологий.

Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»