Декларации ни о чем
Госдума, Совет Федерации и около трети региональных правительств не стали публиковать на своих сайтах сведения о расходах, превышающих трехлетний доход. Как показало исследование РБК, отчитались меньше полутора сотен высокопоставленных чиновников, но и они не все написали, что именно купили.
Потраченную сумму указал только один человек — жена министра юстиции Александра Коновалова. Она купила дом с участком за 15,5 млн руб. — на 1 млн больше, чем заработала семья министра за три года. Врио губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров, несколько чиновников Минстроя, Федеральной таможенной службы, а также депутатов из Дагестана и Карелии даже не указали, какое имущество они приобрели, а один из депутатов Заксобрания Тамбовской области вместо требуемых сведений задекларировал лишь дату совершения сделки (см. таблицу на с. 2).
Как это работает
Требование декларировать расходы, если они превышают доход за три предшествовавших декларации года, впервые появилось в подписанном Владимиром Путиным в декабре 2012 года законе о контроле за расходами чиновников. Однако в ходе декларационной кампании-2013 выяснилось, что публиковать сведения о них на своих сайтах госорганы не обязаны. Поэтому порядок их публикации был уточнен в июльском президентском указе №613 «Вопросы противодействия коррупции». В нем указывается, что госорганы должны не только собрать с чиновников сведения о расходах, но и опубликовать на своих сайтах сведения о том, какое имущество было приобретено задекларировавшим сделку чиновником и источник средств, за счет которых совершена сделка. Для этого в формы публикуемых деклараций было внесено специальное поле.
Несмотря на появившееся требование в прошлом году, соответствующие данные были опубликованы лишь небольшим количеством госорганов. По данным проекта «Декларатор» «Трансперенси Интернэшнл», подготовленным по запросу РБК, в 2013 году к концу декларационной кампании данные о расходах опубликовали только одно федеральное министерство (Минфин), десять региональных правительств, 11 региональных заксобраний, семь федеральных служб, Конституционный суд и несколько местных администраций. Затем некоторые ведомства дополнили соответствующие публикации к концу осени. Даже администрация президента и федеральное правительство в прошлом году не стали обновлять декларации, чтобы добавить в них столбец с данными о расходах.
Как это не работает
В этом году в декларациях множества чиновников нужной графы так и не появилось, свидетельствует проведенное РБК исследование. В частности, в Госдуме и Совете Федерации сочли, что обязанность публиковать на сайтах палат сведения о расходах депутатов и сенаторов президентским указом не устанавливается. Это произошло потому, что обязанность членов Совета Федерации отчитываться о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах прописана в отдельном законе о статусе депутатов и сенаторов, следует из ответа РБК зампреда Совета Федерации Юрия Воробьева. В статье этого закона, которая устанавливает необходимость публиковать декларации депутатов и сенаторов, слово «расходы» отсутствует, поэтому размещение сведений о них на сайте Совета Федерации «не предусмотрено», указано в письме Воробьева.
Информация о расходах депутатов поступает в комиссию, которая проверяет ее достоверность, и в случае, если нарушение со стороны депутата не выявлено, эта информация не публикуется — публикация происходит при наличии нарушений, сказал РБК замруководителя аппарата Госдумы Юрий Шувалов. Депутаты в соответствии с законом подали декларации о расходах, но комиссия не предоставила информацию для опубликования — из этого можно сделать вывод, что нарушений не выявлено, резюмировал собеседник.
В то же время из письменного ответа на вопрос РБК представителя Министерства труда, которое уполномочено выполнять мониторинг размещения деклараций, следует, что, поскольку депутаты и сенаторы замещают госдолжности, никаких исключений, касающихся публикации на сайтах сведений об их расходах, в законодательстве не содержится. Таким образом, публично отчитываться о расходах депутаты и сенаторы должны, уверены в Минтруде.
Большая часть федеральных министерств, служб и агентств выполнили требование указа. Превысившие трехлетние доходы расходы обнаружились у представителей восьми министерств, 14 служб и пяти агентств, у остальных в декларациях просто появилось необходимое поле. Однако одна федеральная служба, два федеральных агентства, а также 29 региональных правительств и 60 региональных законодательных собраний опубликовали декларации, в которых столбец для сведений о расходах отсутствует.
Еще одна федеральная служба и одно федеральное агентство — Спецстрой и Росприроднадзор — после запросов РБК опубликовали соответствующие файлы заново, добавив туда столбец о расходах, — в них оказались несколько чиновников невысокого уровня. Пресс-служба Федерального медико-биологического агентства ответила, что ее сотрудники крупных расходов не совершали, тем не менее декларации на сайте в ближайшее время будут приведены в соответствие с нормами.
137 смелых
Всего среди высокопоставленных чиновников задекларировали расходы 137 человек, выборочное исследование более мелких чиновников показало, что о расходах заявили сотни госслужащих. Чаще всего чиновники приобретают жилье, декларируемые покупки автомобилей достаточно редки. Среди источников средств наиболее часто указываются семейный доход, продажа имущества, кредиты и субсидии от государства на покупку недвижимости.
Декларирование расходов работает где-то на 60—70%, эта мера в основном затрагивает среднее звено управленческого аппарата федеральных органов, констатирует председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Существуют целые категории лиц, которые пользуются благосклонностью начальства, — и на них эти меры как бы не распространяются, делает вывод эксперт.
В исследование РБК вошли служащие администрации президента, федеральных министерств, служб и агентств, депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, судьи Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, члены региональных правительств и депутаты региональных заксобраний.
Поправка: во втором абзаце в первоначальной версии текста ошибочно упоминался Росстандарт.