Общество, 27 июн 2014, 07:51

Игра "Что? Где? Когда?" стала самым популярным российским телеформатом за рубежом

На отечественном ТВ доминирует оригинальный продукт, но он не пользуется спросом за пределами России. В прошлом году за рубежом были адаптированы только восемь российских форматов, из которых самым востребованным является одна из старейших телепрограмм "Что? Где? Когда?".
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Российские оригинальные телеформаты пользуются спросом преимущественно в странах СНГ и Прибалтики, выяснила исследовательская компания KVG Research. В прошлом году за рубежом зафиксировано всего восемь адаптаций оригинальных российских передач. Это сериалы "Настоящая жизнь" и "Теория измены", развлекательные шоу "Большая разница", "Давай поженимся", "Жди меня", программа "Максимум", а также телеигры "Что? Где? Когда? " и "Брэйн-ринг".

Самым востребованным форматом является одна из старейших на отечественном ТВ программ "Что? Где? Когда?", которая выходит в эфир с 1976 года и которую сейчас производит компания "Игра-ТВ". Локальные версии телевикторины в прошлом году вышли в восьми странах: Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Литве, Эстонии, на Украине, а также в Турции. Два формата были адаптированы в пяти странах: "Давай поженимся" (владелец формата — группа "Красный квадрат") — в Казахстане, Белоруссии, Литве, Латвии, Армении и на Украине, "Жди меня" (телекомпания ВИД) — в Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдове и на Украине. Остальные программы были локализованы всего в одной-двух странах.

Продажа формата в страны Ближнего Зарубежья и Восточной Европы приносит его владельцам очень скромный доход. В среднем это 1—5 тыс. долл., говорит председатель совета директоров "ВайТ Медиа" Тимур Вайнштейн. Для сравнения: усредненная стоимость производства одного часа телеконтента на шести крупнейших каналах — "Первом", "России 1", НТВ, ТНТ, СТС и РЕН ТВ — в 2012 году равнялась, по оценке KVG Research, 3,4 млн руб. (109 тыс. долл.), данные за 2013 год еще не подсчитаны. "Но стоимость формата зависит от условий сделки, — уточняет Вайнштейн. — Можно просто продать формат, где в договоре указано количество серий и выпусков передачи, которые будут локализованы, а можно еще консультировать при адаптации. За это уже берется дополнительная плата".

В 2012 году за границей было адаптировано, по данным KVG Research, также восемь форматов. При этом на отечественном ТВ доминирует оригинальный контент. Как подсчитала KVG Research, в 2012 году 84% от всего премьерного контента на шести крупнейших каналах составляли собственные и оригинальные идеи и только 16% — адаптации международных форматов. Низкий интерес к российскому контенту даже в странах ближнего зарубежья обусловлен тем, что многие наши форматы не слишком оригинальны, рассуждает Геннадий Каганович, продюсер "Дикси Медиа" (производитель сериалов "Глухарь", "Карпов" и др.). "Например, такое ток-шоу, как "Пусть говорят", может придумать редактор на любом телеканале, зачем в этом случае покупать формат?" — поясняет эксперт.

Сейчас ведутся переговоры о продаже за рубеж около 20 российских форматов с учетом сделок, которые уже закрыты, но производство адаптаций еще не началось, утверждает директор по стратегии KVG Research Анастасия Васильева. Интерес к российскому продукту стали проявлять продюсеры из Израиля и США. Так, израильская компания Dori Media приобрела права на дистрибуцию и адаптацию идущего на ТВ-3 шоу "Человек-Невидимка" у российской "АВК продакшн". А осенью прошлого года российская Yellow, Black and White Group договорилась с CBS Studios International о международной дистрибуции сериала "Кухня" и о правах на адаптацию формата за рубежом. Суммы этих сделок не раскрывались.

Катерина Китаева

Pro
Как «инфляция шаурмы» в Германии угрожает канцлеру Шольцу
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем