Общество, 27 июн 2021, 07:00

ВШЭ оценила уровень счастья российской молодежи

Молодежь чаще остальных занимается волонтерством, готова помогать другим, поддерживает НКО и ждет в сложные периоды поддержки от государства, выяснили исследователи ВШЭ
Читать в полной версии
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики проанализировал опросы молодых россиян, которые проводились в рамках ежегодного мониторинга состояния гражданского общества (есть у РБК).

Опросы проводились в октябре—декабре прошлого года и охватывали по 2 тыс. человек в двух возрастных категориях: 18–24 и 25–34 лет.

Итоги опросов показали, что российская молодежь в целом сильнее, чем взрослое население, доверяет общественным и некоммерческим организациям: об этом заявили 23% респондентов от 18 до 24 лет (в среднем по России НКО и общественникам доверяет 17% населения). Молодежь реже испытывает безусловное недоверие к Общественной палате (12% против 19% по России) и к уполномоченному по правам человека (11% против 17%).

В то же время 73% молодых людей считают, что в кризисные периоды, такие как пандемии, оказавшимся без работы и на самоизоляции гражданам должно помогать государство. В среднем в России так считают 65% населения. Молодежь также ждет господдержки для НКО при условии, что некоммерческие организации не будут замешаны в коррупции, а их отчетность станет прозрачной.

У каждого третьего (33%, и это самый высокий показатель среди всех возрастов) принадлежность к России не вызывает никаких чувств (выбирать предлагалось из «гордости», «спокойной уверенности», «обиды за страну», «ущемленности, неполноценности»), отмечают социологи.

В то же время российская молодежь, по сравнению со взрослым и пожилым населением страны, более ответственно подходит к потреблению, помощи другим, более оптимистична.

В частности, 82% россиян в возрасте 18–34 лет заявляют, что счастливы, 70% удовлетворены своей жизнью (63% по стране в целом, 57% среди людей 60+). Молодежь 25–34 лет чаще занимаются волонтерством (29% против 23% в среднем по России) и делают это осознанно.

Среди россиян 25–34 лет меньше всего тех, кто ни разу не жертвовал деньги незнакомым людям: 34% против средних 42%. От 51% до 54% молодежи помогают другим действиями. Для сравнения, среди граждан старше 60 лет помогают поступками посторонним только 37–39%.

Молодежь ответственнее старших россиян относится к культуре потребления: старается покупать экотовары, продукцию в биоупаковке, отказывается от покупки вещей в пользу их аренды. 26% молодежи от 18 до 24 лет стремятся покупать продукцию компаний с бережным отношением к окружающей среде (по России — 20%), а 17% из второй группы отказываются от покупки косметики, тестируемой на животных (по России — 11%).

Исследование Deloitte, результаты которого представили в июне, показало, что российские миллениалы (родились с 1983 по 1994 год) и зумеры (родились с 1995 по 2003 год) в этом году чаще жаловались на плохое настроение, чем их ровесники во всем мире.

Сильнее всего российскую молодежь тревожит неравенство в доходах и коррупция в политике и бизнесе. Чуть меньше — здравоохранение и безработица. В мире же зумеров и миллениалов больше беспокоит изменение климата, борьба с болезнями и безработица.

Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Вступаем в высокий сезон: 5 способов повысить продажи без скидок
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент