Общество, 27 июл 2021, 09:14

Власти решили создать российский аналог Booking

Отечественную систему бронирования планируют реализовать к 2024 году. На ИТ-рынке заявили, что она столкнется с нехваткой исполнителей и большими затратами. Эксперты усомнились в способности сервиса конкурировать с существующими
Читать в полной версии
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Российские власти намерены развивать собственную систему бронирования отелей по аналогу западного сервиса Booking. Об этом сообщает «Коммерсантъ», ознакомившийся с проектом плана мероприятий по реализации первого этапа стратегии развития туризма в России до 2035 года.

В проекте в общей сложности 116 пунктов, в том числе в нем говорится о создании и эксплуатации национальной системы бронирования туристических услуг. Это должна быть новая ИТ-платформа, которая будет управлять средствами размещения в российских гостиницах. Реализовать ее планируют к концу 2024 года.

Издание отмечает, что создание российского аналога Booking участники туристического рынка обсуждали еще в 2014 году. Проект попал в стратегию развития туризма до 2020 года, но развития не получил.

Создание собственного сервиса бронирования актуализировалось на фоне переноса на российские серверы систем бронирования авиабилетов. Сейчас этим занимается «Ростех» — созданная им Национальная система бронирования больше ориентируется на авиаперевозчиков, однако содержит и предложения для отельеров. В частности, НСБ предлагает полностью интегрировать систему учета номерного фонда гостиниц со своей платформой. Сервис обещает обратные звонки, выгодную sip-телефонию, а в будущем чат-бот для клиентов на базе искусственного интеллекта.

В «Ростехе» изданию подтвердили, что заинтересованы в проекте Ростуризма. В то же время собеседник «Коммерсанта» на туристическом рынке полагает, что система бронирования для гостиниц будет новой разработкой, а не подключением отелей к уже существующим системам. В любом случае, по словам источника, она потребует затрат в десятки миллионов долларов, а ее создатели могут столкнуться с проблемами нехватки компетентных кадров.

Эксперты же сомневаются в успешности российского Booking в целом. Они отмечают, что авиакомпаний немного, их серверы используют практически одинаковую информационную структуру. Гостиниц же в России тысячи, у каждой своя система выдачи контента, унифицировать все это будет сложно.

Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников подчеркнул, что на законодательном уровне до сих пор не решен вопрос регулирования деятельности сервисов бронирования. По его словам, создание отечественной системы не решит этот вопрос, поскольку Booking сейчас занимает 80% рынка, и у отелей не будет стимула переходить на новую платформу.

Управляющий партнер Data Insight Борис Овчинников добавил, что в России уже есть соответствующие технологические решения и продукты. С ним согласна и глава Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина. «Проект в любом случае должен быть коммерческим и частным, у государственного оператора вряд ли будет достаточно мотивации конкурировать на рынке с крупными международными игроками», — заявила она.

В Ростуризме заявили, что план реализации стратегии развития отрасли до 2035 года сейчас еще прорабатывается, его финальная версия будет готова к концу этого года.

В конце прошлого года ФАС обвинила Booking.com в навязывании отелям невыгодных условий сотрудничества из-за своего доминирующего положения на рынке. Платформа требовала от гостиниц соблюдения паритета цен: при нем отельеры не могли на других каналах продаж и платформах устанавливать цены на свои услуги ниже, чем на Booking.

В компании были разочарованы обвинениями антимонопольщиков и отметили, что пандемия нанесла значительный урон отрасли туризма, поэтому именно сейчас необходимо соблюдать честную конкуренцию и создавать равные условия для всех отельеров.

Претензии к Booking были и у бизнеса. В январе 2020-го «Опора России» пожаловалась в ФАС, что платформа манипулирует клиентами и вводит их в заблуждение. Речь шла о сообщениях о единственном свободном номере в гостинице или о том, что клиент не успел его забронировать. В объединении отмечали, что сервис не объясняет пользователям, что такие предупреждения касаются только предложений на Booking. А на сайтах самих отелей или иных платформах бронирования эти же номера могут быть доступны.

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным