2. Культурный слой
"Россия (прежде всего своей классической литературой, в меньшей степени наукой, музыкой и живописью) внесла ценный вклад в мировую культуру. Эта аура еще не рассеялась, она живая и светится. Ею, как говорится, и держимся", - отмечает писатель Борис Акунин в своем блоге.
Писатель с футболки
На Западе остаются узнаваемыми российские писатели прошлого: русскую душу по-прежнему пытаются понять по книгам Федора Достоевского и Льва Толстого. Роман "Война и мир" возглавил рейтинг всех времен, составленный американским Newsweek.
Один из самых известных русских за рубежом – Виктор Пелевин. Казалось бы, его книги могут быть поняты только в стране абсурда, которую он описывает, однако пелевинские произведения переведены на все главные мировые языки, включая японский и китайский, а пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. Журнал French Magazine включил В.Пелевина в список тысячи самых значимых современных деятелей мировой культуры. В этом рейтинге нашлось место и режиссеру Александру Сокурову.
Также среди наиболее издаваемых на Западе современных писателей - Сергей Лукьяненко, Борис Акунин и Михаил Шишкин. В Германии любят детективы Полины Дашковой – там продано более миллиона ее книг, и постапокалиптические романы Дмитрия Глуховского.
По мнению писателя Захара Прилепина, обладателя премии "СуперНацбест" за лучшую книгу десятилетия, в России есть и другие авторы, которых можно было бы "использовать" как бренды для продвижения страны.
"Есть бренд Че Гевары, есть бренд японского Юкио Миссимы, есть бренд Эрнста Юнгера немецкого, а у нас есть Лимонов и Проханов, которых в России считают дикими, маргинальными, полубезумными людьми. А на самом деле, если бы мы грамотно к этому относились, можно было сделать из этих людей иконы стиля", - полагает писатель. В качестве примера популярности идеолога "Стратегии-31" в Европе он привел недавно вышедшую во Франции книгу Эммануля Карреро о Э.Лимонове, которая стала мировым бестселлером. "Запад скоро начнет печатать лицо Э.Лимонова на футболках", - добавил З.Прилепин.
Фестивальные любимцы
В последние годы отечественные кинематографисты оказались обласканы вниманием ведущих фестивалей. На прошлом Венецианском фестивале "Золотого льва" получил Александр Сокуров за ленту "Фауст". В 2010г. с Берлинского кинофестиваля россияне увезли сразу трех "Серебряных медведей" - за лучшую мужскую роль и операторскую работу. Фильм Алексея Германа - младшего "Бумажный солдат" о подготовке к полету в космос первого человека удостоился на 65-м Венецианском фестивале двух призов – "Серебряного льва" и премии "Озелла" за лучшую операторскую работу.
Среди любимцев числятся Илья Хржановский, Андрей Звягинцев и Павел Лунгин - для Запада Россия остается преимущественно артхаусной державой. На родине их ленты получают значительно меньше внимания: выходят в ограниченный прокат и нацелены на узкую аудиторию.
Наибольший успех среди мейнстримовых картин имели "Дозоры" Тимура Бекмамбетова. Хорошо был встречен фильм Валерия Тодоровского "Стиляги", шедший в заграничных кинотеатрах под названием Hipsters" ("Хипстеры"). Узнаваемым остается Никита Михалков, получивший за "Утомленных солнцем" в 1995г. "Оскара" и Большой приз жюри Каннского фестиваля.
Картинная радость
Галерист Марат Гельман, постоянно попадающий в топ-50 самых влиятельных лиц в современном российском искусстве по версии журнала "Арт-хроника", отметил, что в России есть хорошие художники, которые получили мировую известность, такие как Илья Кабаков. Однако их творчество вызывает у него не гордость, а радость. "Своим ребенком можно гордиться, если он проявил какие-то таланты, а за остальных я просто радуюсь", - пояснил М.Гельман.
И.Кабаков считается одной из самых значимых фигур московского концептуализма, художником, переосмыслившим советское наследие и разработчиком концепции "тотальной инсталляции". В 2008г. он был удостоен Художественной премии императора Японии.
Гордость издалека
"Родиться бы мне в России в XIX веке, каким-нибудь графом - может, и писал бы тогда получше. Конечно, не как Достоевский, но все-таки" (Харуки Мураками)
Анекдот
Художник спросил у хозяина галереи, интересовался ли кто-нибудь его полотнами. - О, да! Один господин интересовался, поднимутся ли картины в цене после Вашей смерти. Я сказал, что обязательно, и он купил сразу 15 картин. - Великолепно! Кто этот господин? - Ваш лечащий врач.