Общество, 27 сен 2013, 01:05

Держи экран шире

Читать в полной версии
Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Недавно компания Romir Movie Research обнародовала данные по кассовым сборам российских кинотеатров за июнь—август 2013 года. Итоги исследования неутешительны, пусть и с поправкой на то обстоятельство, что большин­ство российских фильмов традиционно выходит в прокат не в летний сезон. Летом в прокате снова лидировали голливудские картины, а доля отечественного кино в сборах кинотеатров составила лишь 13,3%. Самая популярная российская картина этого лета, «Гагарин. Первый в космосе», оказалась по итогам летнего сезона на 27-м месте в общей рейтинговой таблице, получив в прокате 36,2 млн руб.

Вопросом о создании коммерчески успешного современного кино российские продюсеры задаются с тех самых пор, как зародился постсовет­ский кинематограф. К сожалению, примеры, когда снискавшие себе популярность зрителя, отличные с художественной, идейной и развлекательной точки зрения фильмы окупаются в финансовом плане, являются сегодня исключением из правил. Да, есть прецеденты, когда продюсерам удается получить прибыль, и причем сделать это в сегментах, которые до них не считались перспективными. Так, на кинорынке никто не ожидал, что прекрасные мультипликационные проекты продюсера Сергея Сельянова оправдают себя в коммерческом отношении. Но подобные случаи пока единичны. Например, прекрасный фильм «Стиляги», выпущенный нашей киностудией в прокат в 2008 году, окупил себя для прокатчиков-кинотеатров, но не дал прибыли производителю картины.

Получается, что хорошие картины пока являются лишь отдушиной для творцов и денег, как правило, не приносят. Кредита доверия к российской продукции у наших зрителей нет, а наобум рисковать своим временем они не хотят. Большинство объема российского кинопроката приходится на массовую американскую и западноевропейскую продукцию, и конкурировать на этом фоне отечественным фильмам крайне сложно. Отмечу также, что найти сейчас в нашей стране хороший сценарий — большая редкость и огромная удача.

Что именно нужно изменить, чтобы производ­ство отечественных фильмов стало выгодным? Считаю, что вряд ли это может быть волевой нажим со стороны государства. Да, в мировой практике есть примеры применения системы квотирования картин. Квоты на показ зарубежного кино действуют в Испании, Франции и ряде других стран, а в Китае до недавнего времени разрешалось показывать всего 20 картин иностранного производства ежегодно, и только в прошлом году этот показатель был увеличен до 34 картин. Но надо учитывать контекст, существующий вокруг этой практики. Китай с его более чем миллиардным населением уже долгое время является наиболее динамично растущим и, с прошлого года, самым объемным в мире кинорынком после Соединенных Штатов. Зарубежные фильмы — в основном голливудского производства — с каждым годом получают в Поднебесной все большую прибыль. В прошлом году доля китайских кинокартин составила в бокс-офисе лишь 35%. В 2015 году в Шанхае должны построить Диснейленд, что будет также способствовать укреплению позиций Голливуда в КНР.

Получается, что привлекательность азиатского кинорынка усиливает переговорную позицию Китая в отношениях с Голливудом, который идет навстречу не только в вопросах квотирования, но и во многих других аспектах. Уже не редкостью стала адаптация сюжета американских фильмов под китайского потребителя, намеренное появление в фильмах китайских актеров и редакторская правка моментов, которые могут вызвать неприятие у зрителей из стран Восточной Азии. В свою очередь, китайские инвесторы уже давно вкладывают в Голливуд, поэтому можно говорить о некоем симбиозе киноиндустрий США и Китая.

Этот пример показывает, что система квотирования может быть достаточно эффективной для поддержки национального кино только в том случае, если рынок кинопроката растет гигантскими темпами и зарубежные производители, подпадающие под законодательные ограничения, могут с лихвой обеспечить себе кассовые сборы даже в условиях лимитированного доступа к кинозрителю. Для нашей страны этот путь, скорее всего, не подходит. Выход из положения я вижу в том, что надо менять отношения с прокатчиками, находить оптимальный баланс между интересами продавца и производителя. При этом решения, найденные в диалоге с кинопрокатчиками, надо закреплять на законодательном уровне.

И конечно же, необходимо заинтересовывать и в то же время воспитывать зрителя. На конец октября назначена премьера картины «Географ глобус пропил». Не будет преувеличением сказать, что этот фильм уже стал событием года в отечественном кино, завоевав Гран-при и многие другие награды на фестивале «Кинотавр», а затем на Одесском и Сахалинском международных кинофестивалях. В основе фильма — прекрасный литературный сценарий. Режиссеру удалось в целостности перенести его на экран и рассказать историю о судьбе современного интеллигента в провинции.

Очень надеюсь, что фильм найдет широкий успех у зрителей. И не только по той причине, что можно будет окупить расходы. Важнее другое: я возлагаю огромные надежды на то, что этот трогательный и правдивый фильм будет способствовать популяризации отечественного кино. В наше время, когда перед страной остро стоит вопрос развития не только сырьевой экспортной сферы, но и других отраслей экономики, кинематограф является больше чем просто искусством. Общими усилиями государства, бизнеса и общества мы можем и должны превратить отечественное кино в предмет не только общенациональной гордости, но и общенационального дохода.

 

Pro
Почему собственнику надо дважды подумать перед выходом из операционки
Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда
Pro
Как монетизировать приложение: четыре популярные стратегии и одна модная
Pro
«Это как болезнь». Как санкции против Газпромбанка повлияют на инфляцию
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США