Общество, 27 ноя 2007, 11:51

Коммерческая анимация в РФ пока бесперспективна

Сегодня на стадии запуска в РФ находятся 11 полнометражных мультфильмов. По сравнению с объемами западной мультиндустрии это капля в море. Проблемы мультипликации упираются исключительно в деньги, убеждены эксперты.
Читать в полной версии

Годовой бюджет всей российской анимации составляет лишь 1/3 средств, вложенных в производство знаменитого "Шрека", - эту печальную статистику озвучил культовый мультипликатор Александр Татарский незадолго до смерти.

"Я бы не стал говорить об анимации в России как о сложившемся рынке, – заявляет в эфире РБК-ТВ гендиректор анимационной студии "Пилот" Игорь Гелашвили. – Пока только предпринимаются попытки перехода на рыночные отношения. Но даже заработав 2 млн долларов после затрат на создание мультфильма в 1,5 млн., говорить о высокой рентабельности не приходится: ведь нужно делиться с прокатчиками и т.д. Я не вижу перспектив для анимации в ближайшее время на том уровне или при том подходе, что есть сейчас".

"Еще тот" уровень коммерческой (рассчитанной на широкого зрителя) анимации в РФ отмечают практически все эксперты. Причем государственная поддержка, на которой исключительно еще держится отрасль (около 10 млн долларов в год), позволяет делать замечания и о слишком "высоком градусе патриотизма", – об этом говорит в эфире программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ управляющий директор компании "Argus Entertainment" Родион Репин.

К сожалению, о патриотизме российских инвесторов говорить не приходится. Более того, остается только догадываться о мотивах их инвестиций, например, в российское кино, которое сегодня переживает нездоровый бум. По словам председателя совета директоров компании "Амедиа" Александра Акопова, в российском кино сегодня преобладают именно "шальные деньги". И аргументы о рентабельности этих проектов в сравнении с долгим циклом инвестиций в мультфильмы (около 3 лет создается полнометражный анимационный фильм) не причем, ведь большая часть кино, снимаемого в России – около 90% – не окупается.

Тем временем в стране есть проекты, которые могли бы стать достойным ответом хитам от "Warner Brothers", "XX Century Fox" или "Walt Disney". "Но чтобы сделать "полный метр", нужно года 3, а то и больше, – перечисляет сдерживающие факторы гендиректор кинокомпании "Мастер-фильм" Александр Герасимов. – Плюс даже самые скромные бюджеты должны быть от 2 млн долларов до 10-12".

Неудивительно, что на фоне российских сборов "Подводной братвы" и "Шрека-2", превысивших 5 млн долларов, "Мадагаскара", перешагнувшего планку в 8 млн., успехи отечественной анимации выглядят скромнее. Самым успешным проектом считается "Князь Владимир", собравший около 2 млн долларов только за первую неделю проката, а вот ленты "Карлик-Нос", "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Щелкунчик", "Незнайка и Баррабасс", освоив солидные бюджеты от 1 до 4 млн долларов, так и не сумели даже отбить затраты.

Коммерческая мультипликация за недостатком финансирования не в силах предложить конкурентный продукт. "Но если завтра государство перестанет давать деньги на анимацию, то послезавтра ее вообще уже не будет",- говорит режиссер-аниматор студии "Мастер-Фильм" Сергей Серегин. Необходимо отметить, что уже сегодня в отношении кадров складывается катастрофическая ситуация: не хватает прорисовщиков, кукловодов, художников-аниматоров. Им не откуда взяться – системы подготовки таких кадров в стране не существует. "Сколько у нас пытались учить аниматоров: та же студия "Пилот" набирала курсы и т.д. – как только человек чему-то научается, никакая студия его не удержит никакими контрактами. Он ищет, где бы ему лучше заработать, чаще всего не на территории РФ", – констатирует С.Серегин.

Остается надеяться, что деньги пойдут в анимацию в связи с открытием детских телеканалов в России. Ведь на Западе именно телевидение является основным заказчиком мультипликационных сериалов. Впрочем, пока наше телевидение не пользуется западным опытом, а скорее прибегает к опыту отсталых стран, закупая дешевую японскую анимацию, которая, по словам А.Герасимова, покаталась десятки лет по всему миру и теперь стоит три копейки.

Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Сможет ли Sequoia Capital выжить на новом венчурном рынке — The Economist
Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов
Pro
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса