Крутой момент
В России новая дизельная Mazda CX‑5 вполне могла бы претендовать на звание лучшего автомобиля в классе. Этому способствуют неплохой двигатель, отличные ходовые качества и полноценный автомат. Правда, цена машины получилась кусачей.
Mazda удивляет
Как известно, дизельный двигатель отличается от бензинового не только характерным звуком своей работы. Другое его не менее заметное отличие, которое одновременно можно назвать и преимуществом, это более высокий максимальный крутящий момент, реализуемый уже на малых оборотах. Такая особенность дизеля положительно влияет на динамику и плавность хода машины в широком диапазоне скоростей.
Новый 2,2-литровый турбодизель Mazda СX-5 имеет рекордный для класса компактных кроссоверов крутящий момент, равный 420 Н·м. Этот показатель достигается на 2000 об./мин. Максимальная мощность составляет 175 л.с. Хорошие данные! В последнее время нередко бывает так, что цифры, обозначающие потенциал двигателя, впечатляют, но на деле они далеко не соответствуют ожиданиям. Но про этот маздовский дизель такого не скажешь. Он обеспечивает машине превосходную динамику, а водителю — комфортное управление в любых дорожных условиях. Будь то при обгоне на хайвее или при движении в крутую гору. С ним только чуть касаешься педали газа, как автомобиль получает заметный отклик. И никаких провалов, или так называемых турбоям, не чувствуется. Вместе с тем, как это свойственно дизелям, он отличается высокой экономичностью. В ходе его тестов в немецком Дрездене мне удалось зафиксировать средний расход топлива 4,6 л.
В наши дни появление такого двигателя, да еще от японской Mazda, несколько удивляет. Инженеры крупных немецких автоконцернов — общепризнанные эксперты в области турботехнологий — уже заявляли о необходимости начала использования второй вспомогательной турбины, приводимой в движение электродвигателем. По их мнению, такое решение ликвидирует зависимость вращения турбины от оборотов и загрузки двигателя, что должно заметно увеличить диапазон максимальной тяги и устранить эффект турбоямы. А тут маленькая японская компания доказывает, что эволюция механических турбин еще не закончилась. В ее новом дизеле используется давно широко распространенный двойной турбонагнетатель с изменяемой геометрией.
Ранее Mazda не поставляла в Россию дизельные легковые автомобили (кроме пикапов) из-за низкого качества местной солярки. Но сегодня среди всех городов, где представлена марка, остались только три, в которых нет дизтоплива стандарта Евро-4. Это вселило в производителя надежду, что российский рынок к его дизелю готов. В Mazda говорят, что новый двигатель адаптирован к российским морозам и должен работать без сбоев. Правда, в зимнее время для обогрева салона только одной его работы не хватит. Помогать ему будет электрообогреватель, получивший в народе название электрофен. Такие обогреватели не новы. Например, на некоторых своих моделях их использует Volkswagen.
Дорогое предложение
Продажи бензиновых версий CX-5 в прошлом году почти достигли объемов сбыта бестселлера Mazda 3 (14 324 единицы), составив 13 063 единицы. Новый же дизельный вариант как автомобиль вполне мог бы даже претендовать на звание лучшего в классе. Он сочетает в себе превосходные ходовые качества, комфорт и практичность. Но несмотря на это, согласно планам Mazda, в этом году в России в общем объеме продаж CX-5 на дизель придется не более 5%. В будущем эта доля может вырасти только до 10%. Конечно же, первопричина столь невысоких прогнозов понятна и общеизвестна: дизели у нас в стране непопулярны. В связи с этим в компании решили извлечь из своей прогрессивной дизельной версии не столько коммерческую пользу, сколько маркетинговую. Модель должна будет демонстрировать высоту технического уровня Mazda перед ее конкурентами на рынке.
Понятно, что такой кроссовер не может предлагаться со скудным набором оборудования и иметь невысокую цену. Он будет доступен только с двумя верхними комплектациями — Active+ и Supreme, с шестиступенчатым автоматом и полным приводом. Наличие в «базе» полноприводной трансмиссии в компании объясняют еще тем, что нецелесообразно такой высокий крутящий момент совмещать с моноприводом. Начальная цена автомобиля составляет 1,389 млн руб. с Active+, а с Supreme — 1,511 млн руб.
Класс компактных SUV в России высококонкурентный и насчитывает более двух десятков моделей. Большая часть из них (если не брать премиум-марки), в оснащение которых входит автоматическая коробка передач, полный привод и бензиновый двигатель, можно приобрести в среднем за 1,1 млн руб. Например, это Nissan Qashqai +2 (1,041 млн руб.), Opel Antara (1,091 млн руб.), Kia Sportage (1,070 млн руб.), Renault Koleos (1,187 млн руб.), Mitsubishi Outlander (1,050 млн руб.), Nissan X-Trail (1,109 млн руб.), Ford Kuga (1,129 млн руб.), Jeep Compass (1,147 млн руб.), Toyota RAV4 (1,135 млн руб.), Subaru Forester (1,188 млн руб.), Chevrolet Captiva (1,197 млн руб.). Самая доступная Mazda CX-5 в соответствующем оснащении стоит 1,199 млн руб.
На российском рынке в отличие от Европы далеко не все SUV имеют дизельные версии. Последние чаще всего стоят дороже бензиновых. Они более затратные и в обслуживании. Поэтому за них готовы переплачивать в основном те, кто убежден в превосходстве дизеля над бензином. Ну и, разумеется, те, кто эксплуатирует автомобиль в регионах, где можно заправиться более-менее качественной соляркой, которая вдруг не превратится на морозе в парафин.
Однако для того чтобы остановить свой выбор на дизельном CX-5, скорее всего, мало быть просто сторонником двигателя, потребляющего тяжелое топливо. Нужно быть настоящим фанатом солярки и больших крутящих моментов. Потому что этот автомобиль среди конкурентов имеет самую высокую цену. Для сравнения, двухлитровый дизельный Renault Koleos с максимальным моментом 360 Н·м и мощностью 173 л.с., с полным приводом и автоматом можно купить за 1,237 млн руб. В схожем оснащении дизель Kia Sportage стоит 1,110 млн руб., Volkswagen Tiguan — 1,164 млн руб., Opel Antara, развивающий 400 Н·м, — 1,248 млн руб., Nissan X-Trail, который длиннее CX-5 почти на 10 см, доступен за 1,354,5 млн руб., Ford Kuga (1,341 млн руб.), Chevrolet Captiva (1,262 млн руб.).