КОКС бросает вызов Лисину
Группа КОКС под руководством Евгения Зубицкого вложит в создание производства в Туле на базе «Тулачермет» 300—400 млн долл. Модернизация «Тулачермета» обойдется в три раза дешевле, чем строительство «НЛМК-Калуга». Но оба предприятия ориентированы на импортозамещение в Центральном регионе и будут выпускать похожую продукцию в одинаковых объемах.
Об инвестициях группы КОКС РБК daily рассказали два источника, близких к компании. По их словам, кредиты на создание предприятия КОКС привлекать не планирует — будут использованы собственные средства или проектное финансирование.
Представитель НЛМК отказался комментировать планы конкурента. Завод «НЛМК-Калуга» в компании Владимира Лисина решили строить с нуля в 2008-м, а запустили только в этом году. Инвестиции составили 38 млрд руб. (приблизительно 1,15 млрд долл.). Мощности завода рассчитаны на выпуск 1,5 млн т стали в год, металлопроката — 900 тыс. т с возможностью увеличения до 1,5 млн т в год. В 2013 году планируется выпустить 350 тыс. т продукции.
Зубицкий решил не строить новый завод. «Тулачермет» сейчас специализируется на выпуске чугуна. Площадку модернизируют, после чего чугун будет переплавляться в продукт с большей добавленной стоимостью ― сталь. Модернизация должна завершиться в 2016 году. Обновленное предприятие может выпускать 1,65 млн т стали и 1,5 млн т в год сортового и фасонного горячекатаного проката.
Готовая площадка с уже существующей инфраструктурой ― только один из факторов, влияющих на меньшие затраты на создание производства. Источники РБК daily объясняют возможность существенно сократить инвестиции и тем, что из-за общего замедления рынка поставщики оборудования готовы предоставлять значительные скидки вплоть до 50%.
В группе КОКС рассчитывают договориться с поставщиками оборудования уже в январе, крайний срок начала строительства — февраль. Выпуск первой продукции намечен на конец 2016 года. Себестоимость ее должна быть ниже, чем на «НЛМК-Калуга», за счет использования конвертерного производства стали, тогда как НЛМК использует электропечи, говорит источник, близкий к КОКСу. По его словам, завод будет выпускать арматурный прокат и катанку, а также прокат для машиностроения, причем уже есть предварительные договоренности о его поставках на АвтоВАЗ и КамАЗ. Представитель КамАЗа не стал это комментировать, а в пресс-службе АвтоВАЗа не смогли предоставить оперативный комментарий.
Аналитик «ВТБ Капитал» Виктор Дроздов считает, что более реалистичный срок завершения модернизации «Тулачермета» — три-четыре года. По его оценкам, затраты на модернизацию составят 400—600 млн долл. или даже больше. Обновление существующего завода действительно может обойтись дешевле, чем строительство нового, соглашается он. Но инвестировать сейчас в производство сортового проката — достаточно спорная идея, предупреждает аналитик: к концу 2014 года мощности российских заводов и так вырастут на 3,5 млн т, до 21,5 млн т. К тому же группе КОКС будет непросто получить проектное финансирование из-за высокой долговой нагрузки (сейчас ее долг превышает показатель EBITDA в пять раз).