Общество, 27 ноя 2015, 00:25

Турки на вылет

Читать в полной версии
Фото: REUTERS

Россия может полностью закрыть авиасообщение с Турцией. Главным пострадавшим станет Turkish Airlines: ее потери в декабре могут составить больше $11 млн. Потери «Аэрофлота» в случае зеркальных мер будут заметно меньше.

Закрытое небо

Ограничение авиасообщения может стать одной из «специальных экономических мер» против Турции, допустил в четверг министр экономразвития Алексей Улюкаев. «Может идти речь об ограничении как регулярных рейсов, так и чартерных», — сказал министр. Днем премьер Дмитрий Медведев поручил в течение двух дней проработать ответные меры в отношении Турции после атаки турецких ВВС на российский военный самолет Су-24. «Никакого позитива на рынке ждать не стоит, скорее всего, турецкий рынок закроется» — такой прогноз дал журналистам позже в четверг председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев (цитата по «Интерфаксу»).

Представитель Росавиации Сергей Извольский сказал РБК, что ведомство «пока ​​не располагает информацией об официальном запрете в отношении Турции».

Если для Турции введут запрет на вход в воздушное пространство России​, то национальная авиакомпания Turkish Airlines потеряет в три раза больше, чем крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот». В начале ноября агентство Bloomerg сообщило, что турецкая авиакомпания стала крупнейшим иностранным авиаперевозчиком в России, опередив немецкую Lufthansa. В 2015 году Turkish Airlines увеличила количество рейсов из России на 16%, в то время как европейские конкуренты снизили на 43%, подсчитал Bloomberg. В этом году авиакомпания планировала перевезти на российском направлении больше миллиона пассажиров.

Turkish Airlines совершает 454 рейса туда-обратно в месяц между городами России и Турции, подсчитал РБК. При средней цене на билет туда-обратно в $250 и средней загрузке в 150 пассажиров на рейсе потери Turkish Airlines от продаж могут составить $11,9 млн. Второму турецкому перевозчику — Pegasus Airlines — запрет может стоить $0,8 млн сборов в декабре (авиакомпания совершает 30 перелетов в месяц в Россию и обратно). Если Турция примет ответные меры, то российский перевозчик — «Аэрофлот» — может потерять $7,4 млн при аналогичной загруженности самолета и около 280 перелетов в месяц.

Получить комментарии «Аэрофлота» и Turkish Airlines РБК не удалось.

Приостановка полетов в Стамбул вынудит туристов из России искать новые стыковочные рейсы для полетов на Ближний Восток, в Азию и Африку, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но у предложений Turkish Airlines и Pegasus Airlines (летают в девять городов, помимо Москвы) есть альтернатива: в случае запрета пассажиропоток может перераспределиться между российскими авиакомпаниями и зарубежными, в частности FlyDubai и Emirates, у которых развита сеть в российских регионах. Из Стамбула пассажиры чаще всего отправляются на юг Европы, а также на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Рейсами FlyDubai можно прилететь в Арабские Эмираты и оттуда отправиться в Иран, Индию, Таиланд, Малайзию, страны Африки. «Возможно, эти варианты не будут так выгодны по ценам, как Турция: с уходом сильных конкурентов оставшиеся игроки авиарынка могут повысить тарифы», — считает Пантелеев.

Заморозка чартеров

Еще во вторник, 24 ноября, Ростуризм рекомендовал «российским туроператорам, турагентам приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Турецкую Республику, в том числе через третьи страны». Ведомство предупредило, что оказание услуг по организации путешествий в условиях угрозы безопасности туристов «является грубым нарушением законодательства Российской Федерации и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности». В своем сообщении Ростуризм сослался на заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова, который признал наличие угрозы терроризма в Турции: во вторник на турецко-сирийской границе был сбит российский бомбардировщик Су-24.

Чартерные перевозки из России в Турцию до последнего времени осуществляли восемь авиакомпаний: «Уральские авиалинии», «Ямал», UTair, «Северный ветер» и «Икар» (обе авиакомпании входят в один холдинг с туроператором «Пегас Туристик»), I Fly (туроператор Tez Tour), Royal Flight (туроператор Coral), Metrojet (туроператор «Бриско»).

«Уральские авиалинии» под конец сезона летали в Турцию чартерными рейсами в среднем два раза в неделю, рассказал РБК коммерческий директор перевозчика Кирилл Скуратов. По его словам, авиакомпания не почувствует закрытия турецкого направления, потери перекроют рейсы в Израиль и Арабские Эмираты.

«Икар» летает в Анталью два раза в неделю, в декабре останется один рейс, сообщила РБК генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Рейсы выполняются самолетами Boeing и Airbus вместимостью 220 человек. Средняя цена за кресло в чартер, по словам представителей двух туроператоров на турецком направлении, — $190. Примерный убыток «Пегас Туристик» может составить около $334,4 тыс. в неделю при загруженности в два рейса. Компания собирается вывести всех туристов, купивших у нее пакетный тур в Турцию, до 5 декабря.

Получить комментарии от авиакомпаний I Fly, Royal Flight, Metrojet, «Северный ветер» ​и UTair на момент публикации не удалось. Если применить к ним среднюю стоимость билета в $190, то в неделю Nordwind Airlines, которая совершала пять вылетов на курорты Турции, теряет $209 тыс., а UTair теряет от закрытия двух еженедельных рейсов $83,6 тыс.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки