Новости Москвы, 27 ноя 2021, 16:49

Главный психиатр Москвы назвал признаки «ковидного тумана»

Невозможно собраться с мыслями, выполнение обычных действий занимает много времени: главный психиатр Москвы назвал признаки «ковидного тумана». Также коронавирус становится триггером для панических атак и грозит ранней деменцией
Читать в полной версии
(Фото: Андрей Любимов / РБК)

Во время пандемии увеличилось число психических расстройств на почве стресса, однако этот рост не привел к увеличению количества обращений к психиатрам, рассказал в интервью РБК главный внештатный психиатр департамента здравоохранения Москвы и главный врач психиатрической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева (ранее — им. Кащенко) Георгий Костюк.

У людей, перенесших коронавирус, в зависимости от тяжести течения мог возникнуть спектр расстройств: спутанность сознания, возбуждение, галлюцинации, выполнение абсолютно немотивированных действий. Еще большее число людей страдали от так называемого ковидного тумана, говорит Костюк. При таком состоянии невозможно сосредоточиться, не дается умственная работа, привычные, автоматизированные для человека действия деавтоматизируются.

У многих пациентов после перенесенной инфекции иногда возникали приступы учащенного сердцебиения, что при общем тревожном фоне стало триггером для формирования панических атак, отмечает Костюк. Увеличилось и число людей с паническими атаками, или, иначе, с пароксизмами тревоги. Для панических атак характерны ощущение нехватки воздуха, учащенное сердцебиение, страх, холодный липкий пот. Но это обратимые расстройства: если люди все-таки прибегают к медицинской помощи, то с этим можно справиться довольно быстро, подчеркивает психиатр.

Кроме того, специалистам еще предстоит оценить, действительно ли коронавирусная инфекция ускоряет нейродегенеративные процессы, приводящие к ранним деменциям, продолжает Костюк.

«По нашим наблюдениям, у пожилых людей старше 70 лет с ранней стадией деменции происходило резкое ухудшение — они спутывались [возникала спутанность сознания], испытывали галлюцинаторные переживания», — рассказал Костюк. Он добавил, что пациенты других возрастов без деменции тяжело выздоравливали — у них также были нарушены когнитивные функции.

Впервые о «длинном коронавирусе» заговорили осенью 2020 года. По данным специалистов Национального института здравоохранения Великобритании, пациенты, которые во время первой волны переболели COVID-19, после выздоровления продолжили страдать от заболеваний кожи, сердца, головного мозга. Самыми тяжелыми проявлениями постковидного синдрома эксперты называли «мозговой туман» и крайнее истощение организма.

Главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко так описывал «длинный COVID»: когнитивная дисфункция, забывчивость, раздражительность, быстрая утомляемость, появление панических атак, в том числе и у молодых людей.

По данным, озвученным главой Минздрава Михаилом Мурашко, симптоматика «длинного коронавируса» может сохраняться девять и более месяцев и затрагивать большинство систем организма человека.

Костюк также обращает внимание, что весной 2020 года, в начале эпидемии, был резкий скачок продаж антидепрессантов, причем по всей России. «Только в Москве разыгралась эпидемия, было перенапряжение медицинской службы, скорой помощи, открывались ковидные стационары. А рост продаж был по всей стране. Также в первую волну был и рост продаж крепких алкогольных напитков, то ли в качестве бытового антидепрессанта, то ли в качестве дезинфектанта, но это было тоже зафиксировано. А дальше локдаун, дистант, болезни близких, ожидание более качественной вакцины. Все это генерировало тревожные ожидания, надежды, что именно эта волна будет последней и наступит благополучие, но наступала очередная волна. Это сначала формировало тревожные состояния, а потом они стали постепенно переходить в тревожно-депрессивные», — говорит главный психиатр Москвы. По его словам, больше всего обращений с тревожно-депрессивными расстройствами фиксировалось с весны по конец лета 2021 года.

Костюк отмечает, что в Москве создали новые консультативные центры психического здоровья. Они предназначены для оказания помощи пациентам с распространенными расстройствами в виде бессонницы и тревоги. «Туда можно обращаться, не боясь постановки на психиатрический учет», — подчеркивает Костюк.

Психиатр назвал и симптомы, при которых обязательно надо обратиться к врачу. «Если стойко нарушился сон — поздние засыпания, частые ночные пробуждения, ранние пробуждения с невозможностью заснуть, ощущение, что засыпаешь прямо перед будильником, а после пробуждения испытываешь разбитость. Если обычные способы решения этой проблемы не помогают, то лучше не тянуть. Алкоголь точно не помощник в этом вопросе. Можно попытаться прибегнуть к каким-то народным средствам, например к успокоительной микстуре валерианы. Если не помогает, то нужно обратиться к врачу», — объясняет он.

Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереально
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров