Тень восточных банков
Казалось бы, кризис должен был создать много возможностей для сделок M&A на финансовом рынке как в Европе, так и в России. Однако этого не произошло.
На что мы обратили внимание, когда изучали европейские активы, так это на то, что для покупок есть не так много банков. В странах Восточной Европы довольно много финансовых организаций, которые выставляют на продажу: в Хорватии и Сербии, к примеру, это локальные банки и бывшие государственные, в Венгрии — «дочки» крупных иностранных финансовых институтов. Первые продаются, потому что находятся в плохом состоянии и не могут восстановиться после кризиса, вторые — потому что их материнские структуры решили уйти с рынков этих стран. Иностранные банки уходят с рынков, которые являются для них не очень интересными с экономической точки зрения: высокорискованными или низкодоходными.
Очень много нам предлагали купить банков на Украине, от самых малых до самых крупных. Но украинский рынок сложный, у кредитных организаций есть проблемы с ликвидностью. Плохие банки никому не нужны, а серьезных, качественных игроков совсем мало, поэтому и сделок практически не происходит.
В России процесс M&A вялотекущий. Продаж нет, потому что нет покупателей. Мне кажется, аппетит на российский банковский рынок снизился из-за кризиса в Европе. Ведь именно европейские финансовые структуры долгое время приобретали кредитные организации в России. Сейчас у них нет средств для этого. Полагаю, что новые европейские игроки на российский банковский рынок в ближайшие два-три года выходить не будут.
Сейчас потенциальные покупатели финансовых активов — это либо китайцы, либо арабы. Когда мы оценивали для покупки турецкий Denizbank, то выяснили, что первоначально этим активом интересовались HSBC и Qatar National Bank SAQ (QNB). Когда мы покупали австрийский Volksbank, у нас за спиной постоянно маячила тень китайских банков. Они тоже изучали этот актив.
Но китайцы пока не совершили крупных сделок в Европе. Хотя я слышал, что два крупнейших банка Китая зарезервировали деньги на 2013 год под возможные M&A. Это сигнал для рынка.
Я считаю, китайцы могут прийти и в Россию, примером тому служат китайские и южнокорейские банки, которые уже в Казахстане. Мы видим, что они там активно развиваются. Логично, если они начнут экспансию и в Россию. Во-первых, наш рынок довольно высокорентабельный, ROE 20% сейчас мало где можно найти. Во-вторых, Россия может быть для Китая стратегическим направлением поддержки. Просто страна пока мало инвестирует в отечественную экономику — по сравнению с тем же Казахстаном.
Время, когда на банковском рынке будет больше сделок, все-таки наступит. Большинство финансовых институтов испытывает проблемы с ликвидностью, при этом ужесточается регулирование. Российская банковская система, в которой почти тысяча банков, не сможет выдержать дополнительные требования к капиталу. Консолидация неизбежна. Крупные банки будут покупать более мелких игроков, средние и малые будут объединяться друг с другом.