Китайская стена для Samsung и Apple
Южнокорейская Samsung, как и американская Apple, несмотря на рекордную прибыль, разочаровала инвесторов. Компания не смогла избежать риска замедления темпов роста бизнеса. Спрос на смартфоны в Европе и США падает, а на развивающихся рынках все больше предпочитают бюджетные гаджеты.
Акции Samsung и Apple, которые на пару контролируют половину рынка смартфонов, завершили прошлую неделю в «красной зоне». После публикации отчетности Apple подешевела на 14%, а Samsung — на 2,5%. И это несмотря на то, что обе компании сообщили о росте продаж (подробнее см. график) и рекордной прибыли (по итогам последнего квартала Apple заработала 13,1 млрд долл., Samsung — 6,6 млрд долл.). Однако инвесторов беспокоит, что темпы роста продаж компаний замедлятся, а прибыльность их бизнеса продолжит падать.
«В этом году Samsung и Apple будет сложнее зарабатывать деньги. Конкуренция усилилась, так что легкие деньги остались для лидеров рынка в прошлом. Компаниям придется больше тратить на продвижение, рекламу, из-за чего пострадает прибыль. Согласно консенсус-прогнозу, суммарная доля Samsung и Apple снизится на 1—3%. Если же две компании будут действовать недостаточно активно, то падение может составить до 6%», — сказал РБК daily гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
Как отмечают в руководстве Samsung, спрос на смартфоны в развитых странах замедлится, тогда как в развивающихся клиенты будут отдавать предпочтение более доступным моделям. «Проникновение смартфонов в России пока составляет 23%. В продажах доля смартфонов достигла 30%, в денежном выражении — 70%. Доля смартфонов будет расти, особенно в среднем и низком ценовых сегментах», — отметил г-н Кусков.
Тем временем конкуренция Samsung и Apple с китайскими корпорациями усиливается. По данным IDC, по итогам четвертого квартала китайские компании Huawei и ZTE впервые вошли в пятерку лучших по продажам смартфонов. «Это знаменует значительный передел мирового рынка», — считает аналитик IDC Рамон Лламас. В самом Китае Samsung пока удается удержать лидерство, хотя доля его падает, тогда как Apple и вовсе откатилась на шестое место, уступив местным игрокам вроде Lenovo. Apple по сравнению с Samsung находится в более уязвимом положении: она выпускает всего один дорогой смартфон в год, на который нет скидок вплоть до выхода следующей модели. Напротив, у Samsung широкая линейка продукции и гибкая дисконтная система. «Китайский рынок премиум-сегмента насыщен, тогда как нижний сегмент, который уже занят местными производителями, другим игрокам вряд ли принесет большую прибыль», — цитирует Bloomberg аналитика Taurus Investment Securities Ким Хен Сик.
Помимо китайских компаний Samsung и Apple поджимают традиционные конкуренты. Японская Sony увеличила по итогам четвертого квартала продажи смартфонов на 55,6% благодаря успеху Xperia. Финская Nokia благодаря рекордным продажам Lumia на базе Windows стала прибыльной впервые за год. Акции канадской RIM подорожали с начала года почти на 50% — в эту среду компания представит Blackberry 10.