Общество, 28 янв 2014, 01:03

Розница по-итальянски

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

РБК daily стали известны детали новой стратегии развития банка «Интеза» на период с 2014 по 2016 год. Ее основная цель — сделать его универсальным банком за счет увеличения розницы. На текущий момент доля розничных кредитов в общем кредитном портфеле банка составляет 5—7%, а в доходах — 10%. К концу 2016 года эти показатели должны вырасти до 25% и 30—35% соответственно.

Банк принял это решение по ряду причин. «В рознице маржинальность может быть на уровне 10—15%, а в корпоративном бизнесе она считается хорошей уже на уровне 1—2%», — сообщил директор департамента розничного бизнеса банка «Интеза» Богдан Чекомасов. Кроме того, кризис 2008—2009 годов показал, что розничный бизнес падает намного медленнее, чем корпоративный, поскольку клиентов-физлиц много и их неспособность платить по кредитам не так сильно влияет на показатели банка, как дефолт одного корпоративного заемщика, отметил банкир. «По этим причинам акционеры нашего банка решили усилить розничное направление», — сказал г-н Чекомасов.

Банк планирует расширить продуктовую линейку: ввести овердрафты к дебетовым картам, потребительские кредиты со страховкой, рефинансирование кредитов других банков, пакетные продукты (например, дебетовая карта со скидками в магазинах Италии и SIM-карта для дешевых разговоров в Италии), а также продукты премиум-класса. В марте банк намерен перезапустить ипотеку. В 2015 году — запустить автокредитование как новых, так и подержанных машин.

Продвигать свои продукты банк намерен через отделения, визовые центры Италии, в которых расположены офисы банка, а также среди зарплатников — сотрудников корпоративных клиентов. Для продажи ипотеки банк намерен возобновить сотрудничество с агентствами недвижимости.

В качестве фондирования для развития розницы банк намерен использовать депозитную базу, средства материнской группы, а также заемные средства с рынка. В каких пропорциях, конкретные цифры банк назвать не может, поскольку они еще утверждаются.

В последние годы банк «Интеза» обслуживал в основном корпоративных клиентов. По данным РБК.Рейтинг на 1 октября 2013 года, банк занимал 49-е место по объему кредитов, выданных юридическим лицам, — 32,6 млрд руб. По розничному кредитованию банк «Интеза» находился во второй сотне, 105‑е место, — портфель 5 млрд руб. По чистым активам «Интеза» занимает 66-е место (83,4 млрд руб). Материнский банк Intesa Sanpaolo, базирующийся в Италии, является универсальным банком.

Другие «дочки» иностранных банков также не сразу выходили в России на розничный рынок. К примеру, скандинавская группа Nordea приобрела Оргрэсбанк (ныне Нордеа Банк) в 2007 году. До 2009—2010 годов «Нордеа» занимался в основном обслуживанием корпоративных клиентов, но позднее решил усилить и розничное направление.

По мнению заместителя руководителя аналитического департамента «Совлинк» Ольги Беленькой, выходить на розничный рынок банку «Интезе» не поздно. «Сейчас есть возможность забрать часть рыночной доли у банков, специализирующихся на потребительском кредитовании, поскольку им, вероятно, придется существенно замедлить рост  и сосредоточиться на уже накопившихся проблемах с плохими кредитами, поддержании достаточности капитала, оптимизации сети и т.д., — рассуждает г-жа Беленькая. — В этой ситуации госбанки и банки с иностранным капиталом могут выиграть, поскольку не перегружены плохими кредитами и имеют доступ к более дешевому фондированию».

Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек