Места знать надо
2015 год стал едва ли не самым драматичным за последние 20 лет для участников туристического рынка. По сравнению с пиковым 2013 годом, когда россияне, по данным Ростуризма, совершили 54 млн зарубежных поездок, за январь—сентябрь 2015 года количество выездов за границу сократилось до 29 млн (эта цифра учитывает не только туристов, но и отправляющихся за рубеж с другими целями). И это еще до закрытия популярнейших направлений — Египта и Турции, до краха авиакомпании «Трансаэро». Падение почти на 30% — абсолютный рекорд: ни в 1998-м, ни в 2009 году оно не превышало 20%.
Число компаний, занимающихся выездным туризмом, сократилось по сравнению с 2014 годом также в два раза. Кто-то ушел с рынка, кто-то переориентировался на внутренний туризм, тем более что государство видит в его развитии большие перспективы. Еще прошлой осенью глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что внутренний туризм может вырасти в течение 2016 года на 20%. А в январе 2016-го на совещании по вопросам развития внутреннего туризма министр культуры Владимир Мединский подсчитал, что потенциал роста в связи с событиями в Турции и Египте составляет как минимум 5 млн человек и переориентирование турпотоков на внутренние направления увеличит ВВП на 700 млрд руб.
В создавшейся ситуации у граждан остаются два выхода: либо выбирать те направления, которые спешно пытаются развивать оставшиеся на рынке международные операторы, — Таиланд, Индия, Малайзия, Болгария, Греция, Испания, Израиль; либо обращать взгляд в сторону родных просторов. За последние пять лет, по данным Ростуризма, в 30 раз возросла посещаемость Чеченской Республики, втрое — Калининградской области, вдвое — Карачаево-Черкесии и Республики Карелия. Самыми популярными направлениями внутри страны, по словам Олега Сафонова, по-прежнему остаются Москва, Санкт-Петербург, Крым и Краснодарский край. В 2015 году турпоток в Крым составил 4,4 млн человек, что на 27,7% больше, чем в 2014-м. Краснодарский край принял почти 15 млн туристов.
Продолжение читайте в свежем номере журнала РБК