Общество, 28 фев 2005, 15:15

Производственный "Болт" Шостаковича стал в Большом балетом абсурда

На новой сцене Большого театра 25 февраля состоялась премьера балета “Болт” на музыку Дмитрия Шостаковича. Спектакль поставил художественный руководитель балетной труппы Большого Алексей Ратманский.
Читать в полной версии

Художник-постановщик спектакля - Семен Пастух, дирижер - Павел Сорокин. Фактически это была мировая премьера: Федор Лопухов и Дмитрий Шостакович поставили балет в 1931 году, однако он был запрещен сразу после генеральной репетиции. И хотя в прессе впоследствии появились сообщения, что авторы переработают балет, публика так его и не увидела.

Шостакович и Лопухов пытались создать реалистический балет на производственную тему, стараясь не прибегать, судя по их высказываниям, даже к гротескности, что не всегда получалось - в музыке, безусловно, есть усмешка. И уж конечно, постановщики не планировали в открытую насмехаться над советской действительностью, хотя, например, Шостакович в письмах писал о сюжете “Болта” с иронией. И тем не менее, именно в идеологическом пасквиле худсовет обвинил создателей балета. Сейчас же кажется совершенно невероятным, что можно было ставить балет на подобную тему. Рабочего выгоняют с завода за нарушение трудовой дисциплины, и он подговаривает беспризорника подложить в станок болт - “тогда работа ненавистного цеха остановится”. Станок ломается, а подозрение падает на ударника. Однако беспризорник сознается в содеянном, и в результате арестовывают истинного виновника. Сегодня сюжет “Болта” может восприниматься только как абсурдный, и именно “сюрный ключ” (с элементами пародии, где это продиктовано музыкой Шостаковича) избран постановщиками при интерпретации балета. По признанию Ратманского, реализовать в спектакле идею абсурда предложил художник-постановщик Семен Пастух. “Тогда я решил, что если какие-то нити и не свяжутся вовсе, то так и надо: как у Шостаковича - так и у нас должно быть”, - рассказывает хореограф.

Абсурдистский тон задан с самого начала. Монструозные, движущиеся роботы со светящимися глазами открывают балет и остаются на сцене на протяжении всего действия, и это создает “музыку работающих механизмов”. Усиливают ощущение нереальности “антибалетные”, по выражению Пастуха, декорации - огромные движущиеся механизмы. По ходу спектакля персонажи делают зарядку, демонстрируя элементы “физкультурного танца”, проводят митинг, во время которого на переднем плане танцуют уборщицы с вениками, устанавливают новую машину. То на сцену выходит водолаз в ластах, то осоавиахимовцы в противогазах, то люди-пароходы. Действо перемежается танцевальными портретами чертежника, техника-наладчика, машинисток, представляющими собой “оттанцовывание трудовых процессов”.

Апофеозом абсурда становится финальная часть балета - танцы самокатчиков на маленьких самокатиках, красноармейцев и краснофлотцев, авиаторов, конницы Буденного. И если в первоначальном варианте танцы Красной армии оформлены в виде вполне реальной встречи рабочих и красноармейцев в Доме культуры, то в редакции Ратманского действие последней картины уже не может происходить в действительности. Вся четвертая картина - это сон беспризорника, который видит себя спасающим морской флот от диверсанта, среди бойцов Красной армии и т.д.

В нынешней постановке партитура Шостаковича претерпела значительные изменения, например отсутствует “поповская тема” и тема богомольцев. В результате балет из трехактного стал двухактным. Кроме того, Ратманский, подвергший обработке либретто Виктора Смирнова, активизировал в спектакле лирическую тему - сложные взаимоотношения Насти и Дениса переложены на “язык тела” и воплощены в изощренных танцевальных дуэтах, и поставленных, и исполненных мастерски. Как и в первоначальном варианте главные герои названы по именам первых исполнителей - Анастасии Яценко и Дениса Савина. Ударник, которого станцевал Ян Годовский, соответственно назван Яном. При этом Ратманский говорил, что заняты в спектакле только те танцоры, которые “контролируют свои движения”: “Это особенно важно, когда много движений, поворотов, трудный ритм, постоянно нужно считать. Многие не хотят считать, полагая, что это ниже их достоинства”. Яркой была работа характерного танцовщика Александра Петухова в роли делопроизводителя Козелькова.

“Красной” линии (“на заводе”), которая, к слову, действительно соответственно окрашена (все красноармейцы танцуют в красных костюмах), в спектакле противопоставляется тема “в пивной”. Ратманский интересно поставил танцы завсегдатаев пивной. В этой картине было много по-настоящему смешных моментов, и это безусловная удача хореографа. В целом постановка получилась эффектная, динамичная и вместе с тем с запоминающимися характерными танцами и тонкими психологическими зарисовками. Ближайшие показы спектакля пройдут 7 и 8 марта.

Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Ваша компания разваливается: какие сигналы на это указывают
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Взлом в Dropbox: что утекло и что нужно делать пользователям прямо сейчас
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость