Главная проблема российского бизнеса - дефицит кадров
К такому выводу пришли специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Кадровой проблеме уступают претензии к налоговой политике (высокие налоговые ставки, неэффективное налоговое администрирование) и распространенность коррупции на всех уровнях власти (42-45%).
В 16-24% случаях предприниматели говорят о недостаточной защищенности прав собственности и контрактных прав, неэффективном государственном управлении и судебной системе.
Примечательно, что вопросы, связанные с политической ситуацией, ясностью целей и ориентиров развития государства почти не беспокоят бизнес, о них говорят лишь 7-10% опрошенных.
Среди обстоятельств, которые, по мнению предпринимателей, препятствуют выходу России в число наиболее развитых стран в мире, указывают "неэффективное государственное управление и экономическую политику" (37%). При этом треть респондентов указывают на эгоизм и заинтересованность бизнеса лишь в сиюминутной прибыли.
"Тройку" основных препятствий на пути вхождения России в число мировых лидеров дополняет коррумпированность власти и бизнеса (33%).
Более 20% опрошенных отмечают, что существенное негативное влияние на ход экономического развития страны оказывают неразвитость рыночных институтов, низкая производительность труда, ориентация экономики на сырьевые отрасли, технологическое отставание и "недружественный" по отношению к бизнесу налоговый режим.
Как отмечается в сообщении ВЦИОМ, большинство российских предпринимателей (54%) положительно оценивают успешность развития своего бизнеса (на уровне 5-7 баллов по 7-балльной шкале).
Как неуспешный свой бизнес характеризуют только 15% опрошенных. Средний балл составляет 4,65, что заметно выше срединного значения (4 балла). Оценки предпринимателями успешности собственного бизнеса различаются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий и от их статуса.
Владельцы и топ-менеджеры крупных предприятий настроены более оптимистично (4,93 балла), чем представители среднего (4,63 балла) и малого бизнеса (4,4 балла). Бизнесмены из сферы обслуживания, услуг и торговли дают более оптимистичные оценки (4,77 балла), чем представители предприятий промышленности и строительства, транспорта и связи (4,61-4,63 балла).
В опросе участвовали 1,2 тыс. российских предпринимателей (владельцев и топ-менеджеров частных компаний) в 40 субъектах Российской Федерации.