Общество, 28 мар 2018, 20:26

РАН нашла коррупционные риски при создании новых стандартов для школы

Подготовка нового образовательного стандарта в ее нынешнем виде грозит конфликтом интересов и снижает эффективность образования, считают в РАН. Академики предлагают Минобрнауки сделать работу над стандартами более прозрачной
Читать в полной версии
Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Российская академия наук просит Министерство образования и науки создать единую площадку для общественного обсуждения новой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для общей школы. Это нужно, чтобы избежать конфликта интересов и коррупционных рисков при подготовке ФГОС, следует из письма вице-президента РАН Юрия Балеги министру образования и науки Ольге Васильевой от 28 марта. Копия документа есть у РБК, его подлинность РБК подтвердил академик Балега.

«В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой примерно 90% авторов учебников задействованы в подготовке ФГОС, что создает возможность конфликта интересов, повышает коррупционные риски и снижает эффективность образования», — указывает Балега. Он подчеркивает, что созданы условия, при которых экспертиза может быть использована для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ.

В качестве печальных примеров он приводит исключенные из федерального перечня учебники по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, пособие по системе развивающего развития Леонида Занкова и учебник по русскому языку Светланы Львовой.

РАН отсекли от участия в экспертизе учебников, а мы бы хотели, чтобы все стороны могли максимально участвовать в этой работе, пояснил РБК Балега причины написания письма.

Что такое ФГОС

ФГОС — это обязательные требования для государственных школ, вузов и колледжей. На их основе разрабатывается учебная программа и пишутся учебники. Зимой 2017 года Владимир Путин поручил правительству систематически обновлять содержание общего образования «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий». Стандарты обсуждались и разрабатывались весь 2017 год.

Помимо создания единой площадки для общественного обсуждения ФГОС Балега предлагает Минобрнауки вывешивать на сайте ведомства результаты экспертиз для формирования нового федерального перечня учебников.

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что должны быть созданы базовые линейки школьных пособий, в которых количество учебников по одному предмету должно быть сокращено до двух-четырех. Сейчас в федеральном российском перечне 1377 учебников, включая 82 по русскому языку, 81 — по литературе и столько же по английскому.

Балега предлагает установить требования и «контроль независимости групп экспертов», которые участвуют при подготовке учебников и ФГОС, ввести антикоррупционные процедуры для борьбы с лоббированием издательствами своих коммерческих интересов, создать независимый совет, который будет разрешать споры экспертов в случае возникновения разногласий. Работу по отбору лучших учебников он предлагает сделать постоянной. Это должно повысить качество образовательного процесса, поскольку учебники необходимо систематически обновлять с учетом научных открытий, пояснил РБК Балега. «РАН считает, что реализация данного комплекса мер позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество», — делает вывод академик в письме.

В Минобрнауки РБК сообщили, что пока не получили письма от РАН.

Критики стандартов

Около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов 19 марта выступили с критикой предложенных Минобрнауки ФГОС. Гильдия словесников (основанная несколько лет назад ассоциация филологов) потребовала отказаться от жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы. Против ФГОС в текущей редакции выступил и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

В Минобрнауки проекты ФГОС обсудили 21 марта. На заседании Васильева заметила, что новая редакция ФГОС стала результатом большой работы. Министр пояснила, что в процессе доработки действующих ФГОС не менялась общая концепция стандартов, сохранена структура и совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ. По итогам голосования был принят ФГОС для начального образования (1–4 классы). Проект ФГОС основного общего образования (5–9 класс) будет доработан. Предложения о доработке будут внесены до 28 марта, указано на сайте Минобрнауки.​

Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Как снизить налоговую нагрузку в 2025 году
Pro
ФНС ставит «метки» компаниям в ЕГРЮЛ. Что вызывает подозрения у налоговой
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
«Продавать поздно». Почему рухнули российские акции и что будет дальше
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Пять заповедей антикризисного пиарщика: как выиграть информационную войну