Общество, 28 апр 2006, 14:13

Рынок бизнес-авиации в России оценивается в 1 млрд долл.

Бизнес-авиация в России набирает обороты. Уже сегодня эксперты оценивают рынок в один миллиард долларов. Однако этот показатель мог быть намного больше, уверены эксперты, если бы правительство упростило процедуру сертификации иностранных воздушных судов и снизило таможенные пошлины.
Читать в полной версии

«Больше 90 процентов операторов на рынке деловой авиации – посредники», - заявил в программе «В фокусе» генеральный директор ЗАО «Авиакомпания «Руслайн» Александр Яковлев. По данным экспертов рынка, в России используется 140-150 самолетов бизнес-авиации, из них официально зарегистрировано в России 20 самолетов. Столь парадоксальная ситуация сложилась из-за совершенно неумелого государственного регулирования в этой области. Чтобы официально купить самолет зарубежного производства и зарегистрировать его в России, необходимо заплатить более 40% его стоимости в виде таможенных сборов и НДС.

Кроме того, российская авиакомпания должна будет ежегодно выплачивать налог на имущество в размере до 2,2% от стоимости воздушного судна. Поэтому многие отечественные компании, работающие в секторе бизнес-авиации, предпочитают купить бизнес-джет за рубежом и передать его в управление иностранному оператору деловой авиации. В случае нужд клиента бизнес-джет сначала перегоняют в Россию, и лишь затем он выполняет полет по намеченному графику. Правда, некоторые из отечественных операторов сумели купленный самолет оформить как взнос со стороны зарубежного партнера в уставный капитал некой российской лизинговой компании или авиакомпании. В этом случае владелец самолета уходит от необходимости выплачивать таможенные пошлины.

В скором времени такие схемы могут не понадобиться. Дело в том, что Минэкономразвития хочет отменить пошлины на ввоз в Россию иностранных воздушных судов. Первоначально пошлины сократят с 20% до 10%, спустя шесть месяцев после этого Минэкономразвития инициирует снижение их до нуля. Отмена распространится на самолеты вместимостью не более 19 пассажиров, в эту категорию и попадает большинство эксплуатируемых сейчас в России самолетов бизнес-класса.

По оценкам специалистов авиарынка, отсутствие самолетов бизнес-класса является основной проблемой развития отечественной деловой авиации. Правда, некоторые компании решают эту проблему путем переоборудования российской техники под нужды деловой авиации. В основном это самолеты Як-40 и Ту-134. Однако со временем таких самолетов становится все меньше и меньше, поскольку операторов бизнес-авиации не устраивает в этих машинах высокая топливозатратность и экономическая неэффективность. Есть и еще один немаловажный аспект: в Европе наши устаревшие самолеты не проходят по нормам шумности.

Помимо бизнес-перевозок, которыми пользуются в основном очень состоятельные люди, в России совсем не развит рынок малой авиации. В СССР малую авиацию представляли самолеты АН-2, более известные как «кукурузники», и чехословацкие L-410. В прежние времена эти машины совершали миллионы рейсов в год и перевозили людей из труднодоступных районов. Сегодня большинство этих самолетов выработали свой ресурс, кроме того, за последние годы произошло несколько катастроф.

По мнению редактора журнала «JET Бизнес и Авиация» Александра Швыдкина, достойной заменой на местных воздушных линиях для стареющих самолетов Ан-2, Як-40, и Ан-24 может стать самолет М101Т (Гжель). Председатель совета директоров «Авиа менеджмент групп» Евгений Андрачников говорит о том, что его компания использует этот самолет в проекте авиатакси Dexter. Выбор на этот самолет пал не случайно, поскольку серийная «Гжель» обходится покупателю в 1,3-1,5 млн долл., а аналогичный швейцарский самолет «Пилатус» с учетом оплаты всех пошлин и сборов - в 3,2 млн.

«Услуги воздушного такси заметно дешевле, чем рейсы бизнес-авиации, хотя уровень комфорта на его бортах будет довольно высоким», - говорит Е.Андрачников. М101Т имеет герметичный салон в вариантах на 4 и 6 пассажиров, для него установлен эшелон полета в 7600 м, где практически отсутствует «болтанка». По словам Евгения Андрачникова, основными пользователями Dexter станут менеджеры и бизнесмены так называемого «второго и третьего звена», представители государственной власти, турагентств и просто состоятельные туристы. Предполагается, что воздушные такси будут перевозить до миллиона пассажиров в год между почти 300 городами России, в том числе по индивидуальным заказам. Всего же для реализации этого проекта планируется задействовать до 200 воздушных судов.

Перспективы у авиатакси огромные: по оценкам аналитиков, емкость российского рынка авиатакси, включающего вертолетные перевозки по Москве и Подмосковью и перевозки пассажиров самолетами между городами на небольшие расстояния, составляет 1,5 млрд.

Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Ставка на «неудачников»: почему глупо скупать акции успешных компаний
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Закрытая подписка, неденежная оплата: как провести допэмиссию акций АО
Pro
Точность до 90%: как ИИ устанавливает цены на квартиры в новостройках
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи