Общество, 28 апр 2007, 19:18

Эксперты: Россияне плохо покупают продукты быстрого приготовления

Пищевые концентраты для быстрого приготовления еды в советские времена считались продуктами второго разряда ("на крайний случай"). Тем не менее российский рынок продуктов быстрого приготовления (ПБП) начиная с 90-х гг. прирастает на 20% в год, составляя на сегодня более 1 млрд долларов.
Читать в полной версии

Пищевые концентраты для быстрого приготовления еды в советские времена считались продуктами второго разряда ("на крайний случай"). Тем не менее российский рынок продуктов быстрого приготовления (ПБП) начиная с 90-х гг. прирастает на 20% в год, составляя на сегодня более 1 млрд долларов.

"В странах с развитыми экономиками потребление таких продуктов на душу населения в 2-5 раз выше, чем в России", – сообщил в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" руководитель департамента маркетинга торгового дома "Роллтон", Александр Соколоверов. И, таким образом, по мере развития экономики в РФ людям ничего не остается, кроме как переходить на доширак (название бренда стало нарицательным для всего класса ПБП – как в случае с маркой "Ксерокс"), – так рассуждают маркетологи.

Парадоксально, но эксперты отрицают связь рынка ПБП с бедностью населения или с агрессивной рекламой, апеллируя к тому, что с ростом доходов потребление такого рода продуктов не сокращается, а продолжает расти. Правда, в последнее время рост существенно замедлился, что аналитики связывают с "переходом количества в качество".

Так, сегодня наиболее успешно, по словам А.Соколоверова, развивается сегмент готовых обедов, а вот для премиум-класса ПБП в России еще не время. "На желание производить какой-либо оригинальный продукт (например, пища для космонавтов в тюбиках) или продукт премиум-класса всегда налагаются возможности технологий и поставок сырья. Да и едва ли такие продукты станут массовыми", – объясняет их нерентабельность эксперт.

Добавим, по технологиям и поставщикам сырья российские производители практически не отличаются сегодня от зарубежных (российский рынок они делят примерно поровну). Правда, они считают свою продукцию более вкусной: мол, Роспотребнадзор предъявляет к ним более жесткие, чем в ЕС, требования. "Мы, например, были вынуждены отказаться от поставок по выгодным контрактам из Европы: данные ингредиенты не могли пройти сертификацию в России", – сетует А.Соколоверов.

Однако лидируют на отечественном рынке все же иностранцы: компания Nestle с брендом Maggi, Unilever – с Knorr, Eurofood – с Galina Blanca и т.д. Возможно, это объясняется тем, что западные компании-производители инвестируют немало в research & development, тогда как отечественные, отвлекая денежные средства, рискуют просто потерять рынок. Тем более что и без того на рынке намечается замедление роста.

Впрочем, в сравнении с другими странами, российский рынок ПБП представляется, как и прежде, наиболее динамичным, рассуждает о последних результатах мониторинга рынков в 50 странах генеральный директор ACNielsen в России Александр Письменный. Кстати, самый "глубокий" рынок пищевых концентратов в ЕС – в Великобритании, где недавно реклама ПБП на ТВ была существенно ограничена в рамках борьбы с эпидемией ожирения. Больше, чем в Британии, едят "дошираки" только в США.

Естественно, производители говорят только о пользе ПБП для здоровья и т.д. А.Соколоверов даже признается, что ест концентраты и на обед, и на ужин: "Не понимаю маркетологов, которые не любят то, что они продвигают". Но диетологи придерживаются другой точки зрения. Как рассказал Александр Батурин, директор Московского института питания, проблемы со здоровьем неизбежно возникнут, если строить питание только на ПБП, содержащих много жиров, калорий и мало витаминов. В тоже время эти продукты абсолютно безвредны при умеренном потреблении (преобладать в рационе должна все же традиционная пища).

Как показали исследования, основными потребителями ПБП в России являются работающие женщины 25-55 лет, а наиболее активными в этой группе являются женщины 25-34 лет. Одно из очевидных объяснений этой статистики состоит в том, что мужчины просто не могут наесться лапшой, пюре, кашами или мюсли.

Справедливо и то мнение, что рынок не предлагает серьезной альтернативы в сегменте недорогого питания: на предприятиях больше нет дешевых "столовок" (каким-то чудом они сохранились только при госучреждениях - причем в столовой Минфина РФ цены такие же смешные, как и в буфетах далеких от Москвы колоний строго режима ГУИН и т.п.). Остается добавить, потребление ПБП, в общем-то, рассчитано на "офисный бум": 50% рынка приходится как раз на столицу.

Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват