Карательная психиатрия для сирот оказалась системной мерой в России
Вопрос изучал аппарат уполномоченного по правам ребенка. Там выяснили, что направленные из «Радуги» (бывшего детского дома) в психиатрическую больницу № 15 подростки не имели соответствующих диагнозов. Их направление на лечение носило «карательный характер», цитирует газета «Коммерсантъ» выводы авторов отчета.
Выяснилось также, что практика привязывания к кроватям детей-сирот носит системный характер. Аналогичный случай был зафиксирован в 2010 году в Омске, где ребенок погиб от удушья в смирительной рубашке. В 2011 году санитарка детского дома в Приозерске привязала на ночь к кроватям четырех воспитанников. В обоих случаях виновные были осуждены условно.
В апреле 2011 года во время проверки Кировского детского дома-интерната в Омской области сотрудники аппарата уполномоченного по правам ребенка РФ обнаружили привязанного за ноги к кровати ребенка. Жительница Астрахани Вера Дробинская, взявшая в семью нескольких детей из интерната в поселке Разночиновка, рассказывала изданию, что одного из ее приемных детей в учреждении привязывали за ноги к батарее или кровати.
Педагог Юрий Казадаев, который обнародовал историю о ситуации в «Радуге», утверждает, что кроме карательных целей принудительная госпитализация трудных подростков имеет и другую причину: часто детей отправляют в психиатрические больницы на время зимних и летних каникул. «В зиму на 2014 год директор нашего 80-го интерната спустила мне список из 20 подростков, которых надо госпитализировать в психиатрическую больницу на время каникул», — сообщил Казадаев. «Я знаю, что такая практика распространена в московских учреждениях. Никто не хочет связываться с «трудными» или больными детьми в лагерях, они создают проблемы. У нас в интернате был мальчик Миша с гемофилией — если он падал и разбивал коленку, кровь было трудно остановить. Из-за этого его не хотели брать в лагерь, и каждые летние и зимние каникулы он проводил в психиатрической больнице», — добавил педагог.
О том, что детей отправляют в психбольницы на каникулы, изданию рассказал и председатель правления московского Центра лечебной педагогики Роман Дименштейн. «Это с дисциплинарной точки зрения мощнейший способ воздействия: «Если хорошо себя ведешь, поедешь в лагерь, а плохо — в психбольницу», — объяснил он.