Война санкций, 28 апр 2015, 17:12

Католики и иудеи могут пострадать от закона о зарубежном финансировании

Правительство предложило наделить Минюст правом дополнительно контролировать религиозные организации, если они получают деньги из-за рубежа. Это грозит гонениями неугодным общинам, например католикам, считает эксперт
Читать в полной версии
Фото: Lori

​​Правительство во вторник внесло в Госдуму законопроект, предлагающий наделить Минюст правом проводить проверки религиозных организаций, если они получают иностранное финансирование, а также если в их деятельности есть признаки экстремизма или терроризма. Согласно стенограмме заседания правительства 23 апреля, он был рассмотрен и одобрен.

Как сообщил РБК сотрудник пресс-службы Минюста, в Госдуму законопроект внесен в том же виде, в котором он был опубликован в доработанном варианте на портале regulation.gov.ru в начале января. Текст законопроекта размещен в базе данных нижней палаты.

Новый повод для закрытия религиозной организации

Правительство ужесточает правила финансовой отчетности религиозных организаций — получатели зарубежного финансирования должны будут ежегодно отчитываться перед Минюстом обо всех поступлениях (в том числе российских), а также о своей деятельности, персональном составе руководства, целях расходования всех полученых средств и фактических тратах.

Финансируемые иностранцами объединения должны будут также вести раздельный учет доходов (расходов) иностранных средств и доходов (расходов) из других источников. Если организация не получала деньги и имущество из-за рубежа в течение года, то для подтверждения этого она должна представить в Минюст заявление. Если религиозное объединение неоднократно не представит вышеперечисленные документы, Минюст сможет обращаться в суд с просьбой ликвидировать объединение. Однако в законопроекте уточняется, что для такого исхода за организацией должны быть и другие нарушения закона.

Действующий закон о свободе совести среди оснований для ликвидации религиозных организаций предусматривает, в частности, экстремистские действия, принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободу граждан, склонение к самоубийству.

Законопроект также предлагает обязать религиозные объединения с зарубежным финансированием ежегодно публиковать в интернете или предоставлять СМИ те же документы, что они должны предоставлять Минюсту, или заявление о том, что они не получали деньги из-за рубежа в течение года.​

Такой контроль необходим, чтобы «своевременно выявлять и реагировать на факты причастности этих организаций к экстремистской и террористической деятельности и на другие нарушения российского законодательства», говорится в сообщении.

Какие еще права получает Минюст

Все религиозные организации продолжат также отчитываться за все источники финансирования (и внутренние, и внешние) перед Налоговой службой, пояснил председатель комитета по дел​ам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР). «Это делается для придания большего внимания организациям, получающим финансирование из-за рубежа — повышения прозрачности их финансирования», — пояснил Нилов инициативу. Это правило коснется и Русской православной церкви, у которой много внешних источников финансирования (от зарубежных приходов и т.д.), уточнил депутат.

Согласно тексту проекта Минюсту предлагается разрешить направлять своих представителей на публичные мероприятия религиозных организаций по приглашению их руководства и проверять соответствие деятельности организаций их уставу. В случае нарушения уставных целей Минюст будет выносить письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока для его устранения (не менее месяца). Минюст также сможет запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций у налоговых органов, у кредитных и иных финансовых организаций, у органов статистики. Если религиозное объединение получали средства из-за рубежа, Минюст будет вправе проверять поступающие и (или) расходуемые благотворительные пожертвования и иные средства или имущество.

Минюст будет проводить проверки внепланово, предварительно не уведомляя организацию, если речь будет идти о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма). при получении сообщений о любых нарушениях в сфере их деятельности и признаках экстремизма (терроризма). Право сообщать об этом получат органы государственной и муниципальной власти. Основанием для внеплановых проверок послужат также поручения президента, правительства и требование прокурора (любого уровня), который также должен будет руководствоваться поступившими материалами и обращениями (круг возможных заявителей в этом случае не определен).

Предварительное уведомление организаций, проверяемых на экстремизм (терроризм) не допускается, сказано в законопректе. Если нарушение закона будет выявлено Минюстом, организация получит письменное предупреждение с требованием об устранении нарушения — на это будет дано не меньше месяца. Исполнение своего предписания Минюст также будет вправе проверить внепланово.

Ранее религиозные организации были выведены из-под действия закона об НКО-иностранных агентах, который похожим образом ужесточил правила финансовой отчетности для НКО с зарубежным финансированием. Закон об НКО-агентах, в отличие от нынешнего проекта, также предусмотрел создание специального реестра для организаций, получающих зарубежное финансирование — регистрация в нем вначале была добровольной (но отказ мог привести к ликвидации НКО), затем пополнять реестр по собственному усмотрению было разрешено Минюсту.

Законопроект правительства не аналогичен закону об НКО — иностранных агентах, религиозные организации с иностранным финансированием не будут наделяться никаким специальным статусом, рассказал РБК собеседник в комитете Госдумы по делам религиозных организаций.

Кто может пострадать

«Если такой закон будет принят, он ударит прежде всего по организациям католиков, иудеев и в меньшей степени протестантов, поскольку они получают финансирование из-за рубежа. Но я не знаю ни одной мусульманской организации в России, которая бы получала иностранные средства, поэтому с последствиями этого закона придется разбираться законодателям», — считает журналист Максим Шевченко.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин предполагает, что теоретически проверка может коснуться практически всех религиозных организаций. Римско-католическая церковь имеет центр в городе-государстве Ватикан, который не находится в России, поэтому естественно, что они получают софинансирование, приводит он пример.

По мнению Макаркина, контроль может носить селективный и субъективный характер в случае конкретных организаций, чем-то не устраивающих власть. «Сейчас уже происходят — никто не понимает почему — гонения на протестантов. Есть мнение, что за этой организацией нужен присмотр, потому что украинский политик Александр Турчинов — протестант. На Майдане были греко-католики, у нас тоже католики есть, значит, надо повнимательнее посмотреть», — предполагает эксперт.

По данным Росстата по состоянию на 27 апреля 2015 года, в России сейчас зарегистрировано 27 496 религиозных организаций. Среди них более 16 тыс. принадлежат РПЦ, 4 988 — мусульманам, 1 228 — пятидесятникам. В реестре представительств иностранных религиозных организаций на сайте Минюста сейчас значатся 14 организаций, однако у 11 из них статус — «исключено».

Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты