Общество, 28 мая 2007, 21:37

ФАС видит на рынке автокредитования недобросовестную конкуренцию

В 2006г. российские банки выдали автокредитов на сумму около 8 млрд долл. - в два раза больше, чем в 2005г. Если такая тенденция сохранится, то в текущем году каждый второй автомобиль будет продаваться в кредит. Правда, застраховать машину, купленную в кредит, можно только в той страховой компании, которую предложит банк-кредитор. Таким партнерством банков и страховых компаний на рынке кредитования заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Читать в полной версии

В столичном обществе защиты прав потребителей отмечают, что к ним часто обращаются люди, которые, взяв кредиты и заключив договоры со страховой компанией кредитора, не могут получить страхового возмещения в случае ДТП. "Случается такое, что ДТП, произошедшее по вине страхового лица, для него является не страховым случаем", - отмечает в программе "Капитал" в эфире РБК-ТВ заместитель председателя правления Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий.

Начальник управления контроля на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева указывает на то, что такое партнерство банков со страховыми компаниями - прямое "нарушение закона о защите конкуренции, который запрещает ограничивающую конкуренцию соглашений, которые устанавливают фиксированную цену". Например, банк по договоренности со страховщиком устанавливает размер страховой премии. Кроме того, закон запрещает навязывать условия, невыгодные контрагенту. В этом случае – страховщику.

С точки зрения банкиров и страховщиков, о сговоре и нарушении закона о защите конкуренции не может быть и речи. По их мнению, никто не может ограничивать право банка на регулирование его кредитных рисков.

"В отдельных случаях, вынуждая заемщиков страховаться в какой-либо отдельной компании или группе компаний, банк ограничивает конкуренцию. Соответственно, тарифы на страховку могут быть завышены. В то же время я понимаю, почему банки это могут делать. Далеко не всем страховым компаниям можно доверять. Банки, естественно, стремятся, чтобы обязательства их клиентов были обеспечены надежными страховыми компаниями", - сказал глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев.

"Работа банков с одной-двумя аффилированными страховыми компаниями не носит недобросовестной конкуренции. Поскольку банк может продавать свой кредитный продукт по низкой ставке, но одновременно зарабатывать на комиссионных от продажи страховки", - уверен первый заместитель председателя правления "Москоммерцбанка" Альберт Хисаметдинов.

"Иными словами, банк заключит договор с той страховой компанией, которая предоставит больший откат", - перефразировал его А.Недзвецкий. Очень часто страховая компания, которую навязывает банк, загоняет потребителя в условия, в которых он не может получить страховое возмещение. "Этот симбиоз очень вреден потребителю", - подытожил он.

Правда, нельзя однозначно сказать, что если список страховых компаний расширится в банках, то тарифы страховых компаний снизятся при выдаче автокредитов. Как отмечают эксперты, тарифы будут снижаться, если будет развиваться конкуренция на банковском рынке.

В большинстве случаев сотрудничество банков со страховыми компаниями мешает развитию конкуренции, поскольку заемщик не выбирает страховщика, что, соответственно, не способствует развитию страховых продуктов.

Недавно были приняты поправки в КоАП, касающиеся взаимодействия страховщиков и банков. Существенным в этом нововведении является то, что вводятся штрафы, исчисляемые в процентах к годовому обороту компании, в размере от 1 до 15% для участников соглашения, которые ограничивают конкуренцию.

В обществе защиты прав потребителей считают, что эта санкция будет действовать, если оборотные штрафы действительно будут взыскиваться. Ведь, как показывает практика, компанию можно привлечь к административной ответственности, но взыскать с нее штраф гораздо сложнее.

Банкиры по поводу действий ФАС говорят, что не стоит ожидать массовых изменений условий страхования на рынке автокредитования, даже если заемщики выиграют несколько дел против банков.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы