Ford терпит убытки из-за падения спроса на джипы
В этой связи огромные убытки терпят и автопроизводители, поскольку спрос на их продукцию снижается намного быстрее, чем они ожидали. Например, в конце прошлой недели второй по величине американский автоконцерн Ford Motor уже скорректировал в сторону дальнейшего понижения планы по производству автомобилей в Северной Америке на текущий год.
Как сообщалось в распространенном пресс-релизе компании, до конца 2008г. производство автомобилей будет неуклонно сокращаться в годовом исчислении - в диапазоне от 2% до 20%. Также ожидается, что в текущем II квартале производство автомобилей автоконцерна в регионе составит 690 тыс., что на 20 тыс. меньше ранее заявленного прогноза на квартал и на 15% меньше, чем было произведено корпорацией за аналогичный период 2007г. В III квартале дела будут идти не лучше: сокращение производства в Северной Америке в годовом исчислении составит 15-20% - до 510-540 тыс. автомобилей. Ситуация немного выровняется в IV квартале, но показатель все равно будет ниже прошлогоднего на 2-8% - на уровне 590-630 тыс. машин.
Эксперты отмечают, что столь резкое снижение производства Ford связано с продолжающимся падением спроса на большие автомобили, поскольку потребители пересаживаются на микролитражки, пытаясь хоть как-то сэкономить средства. "Дело в том, что на фоне стремительного роста цен на нефть и, соответственно, на бензин, меняется структура автоиндустрии. Спрос на внедорожники очень сильно снижается", - отмечает глава Ford Алан Мулалли.
Тем временем, по мнению участников рынка, руководство Ford поступило очень мудро, сообщив об ожидаемом снижении объема продаж заранее. "Они просто вовремя признали, что их дела обстоят не очень удачно. Тем более рано или поздно им все равно пришлось бы понижать свои прогнозы по прибыли и по объемам продаж", - считает аналитик Burnham Securities Дэвид Хили.
Стоит также отметить, что наряду с пересмотром прогноза по объемам производства и продаж автомобилей Ford также сообщил об изменении стратегии компании. Так, американский автоконцерн планирует резко сократить объемы производства больших джипов в пользу седанов и "паркетников", которые сейчас пользуются большим спросом, нежели внедорожники, расходующие огромное количество топлива. В планах компании - нарастить объемы производства таких автомобилей, как Ford Focus, Fusion, Edge и Escape, Mercury Milan и Mariner, а также Lincoln MKZ и Lincoln MKX.
Правда, по мнению главы автоконцерна, спрос на большие автомобили вскоре вновь начнет расти, что поможет компании отыграть утраченные позиции. Однако аналитики не соглашаются с этим оптимистичным прогнозом. Напротив, по мнению участников рынка, Ford не стоит рассчитывать на скорое восстановление этого сегмента. В качестве подтверждения они приводят статистику: за первые четыре месяца текущего года количество проданных джипов снизилось на 16%, тогда как еще в прошлом году на долю джипов приходилось около трети всех мировых продаж концерна, а в 2004г. половину всех производимых Ford авто составляли внедорожники. "Конечно, у них пока еще есть возможность выкарабкаться. Но если объем продаж продолжит снижаться, а цены на нефть останутся на текущих уровнях, ничего хорошего этой компании не светит", - констатирует аналитик Morgan Keegan Пит Хастингс.
Напомним, что по итогам I квартала с.г., американскому автоконцерну удалось приятно удивить инвесторов, неожиданно сообщив о получении чистой прибыли в размере 100 млн долл., тогда как в январе-марте 2007г. были зафиксированы чистые убытки на уровне 282 млн долл. Выручка Ford Motor в I квартале 2008г. выросла на 1% и составила 43,5 млрд долл.
В настоящее время компания занимается реструктуризацией, по итогам которой будут закрыты в общей сложности 16 заводов и уволены 45 тыс. сотрудников. В рамках этой программы Ford продал в марте 2008г. свои британские активы - бренды Jaguar и Land Rover - индийскому автопроизводителю Tata Motors за 2,3 млрд долл.