Общество, 28 июн 2012, 12:00

5. Двухколесный друг

На Западе полноправным участником дорожного движения является велосипед: во многих европейских городах его можно арендовать всего за евро в час. Схема проста: берешь двухколесный транспорт, едешь по своим делам, а потом оставляешь на ближайшей велопарковке. Это работает в Китае, Японии, Австралии, Франции и США. В некоторых городах Швеции сотрудникам госучреждений бесплатно предоставляют велосипед и полное техобслуживание, если он передвигается на нем хотя бы полгода.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Амстердам и вовсе считается велосипедной столицей Европы. По официальной статистике, из 750 тыс. жителей более 600 тыс. – крутят педали. Для них оборудованы отдельные дорожки со специальными светофорами и парковками. Велосипеды можно взять на жд/станции, в отелях, велосипедных магазинах. Арендовать можно водный велосипед, тандем или даже педальное транспортное средство, рассчитанное на восьмерых, также по городу курсирует велотакси.

Экс-мэр столицы Колумбии Боготы Энрике Пеналоса выразил суть такого подхода в одной фразе: "Велодороги — символ того, что горожанин на байке за 30 долларов так же важен городу, как и горожанин в машине за 30 000 долларов".

Климат и менталитет против двух колес

Российское правительство решило перенять западный опыт, и в прошлом году заявило о планах по привитию россиянам любви к велосипеду. К 2016г. было обещано построить 72,6 км велодорожек, организовать 10 тыс. парковочных мест для велосипедистов около станций метро, автобусных остановок и "объектов торговли". Это привело к некоторым подвижкам: в Москве и Петербурге стали появляться велодорожки, правда, пока только в парках, и велопарковки. Предполагается, что в ближайшее время велопоездки составят 1% всех передвижений по городу на транспорте, а затем вырастут до 10%. Большее использование велосипедов должно не только улучшить ситуацию на дорогах, но и уменьшить количество вредных выхлопов.

Однако двухколесное решение "пробковой" проблемы в Москве упирается в ряд препятствий, главное из которых - суровый российский климат. Воспользоваться велосипедом в осенне-зимне-весенний период, значит потенциально отморозить себе все, что только можно - рискнет далеко не каждый. Но и здесь столичным властям было предложено решение, причем еще в 1980-х гг. Харьковский инженер Поль Райкин представил проект "велополитена" - сети закрытых надземных велодорожек с отоплением. Однако эта идея не встретила понимания как тогда, так и в наше время.

Впрочем, минусовая температура на улице, по мнению руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, далеко не главная причина такого развития событий. "Ссылки на неподходящий климат – ерунда, - считает эксперт. - В Стокгольме климат тоже не слишком хорош, но там почему-то велосипедистов полно. Главная проблема в фактическом отсутствии в Москве инфраструктуры для велосипедистов".

Еще один фактор, похоронивший проект "велополитена" в Москве до его рождения – российский менталитет. Много ли найдется желающих сменить комфортабельный "Мерседес" или "Фольксваген" на двухколесного друга с мускульно-ножным приводом? Впрочем, опыт других государств показывает, что все дело – в политической воле. Еще 30 лет назад копенгагенцы также истово ратовали за машины, а сегодня Дания – одна из самых "велосипедных" стран, где велодорожки зимой расчищают от снега раньше, чем проезжую часть.

Народное признание

Борьба за "велосипедность" идет в Москве и снизу. Например, общественная организация Велотранспортный союз предложила Минтрансу "Концепцию развития велотранспорта в РФ". А популярный блогер Илья Варламов в своем интернет-дневнике недавно предложил план по превращению Москвы в комфортный город "для людей", одним из пунктом которого стало развитие условий для велосипедистов. В частности, он предлагает создать сеть дорожек, устроить автоматические пункты проката велосипедов через каждые 200-500 м, "как в европейских городах".

"Люди должны иметь возможность добираться до метро на велосипеде и оставлять его там. Также велопарковки оборудовать в жилых домах. Во многих случаях для этого подойдут подвалы. Рассуждать о том, что у нас полгода зима и велосипед не для нашей страны, может только человек, ни разу не сидевший на велосипеде: в Финляндии все катаются и ничего", - заметил И.Варламов.

Иллюстрацией народной любви россиян к велосипедам можно назвать прошедший 20 мая в Москве велопарад, ради которого были перекрыты набережные: массово покрутить педали собрались более 5 тысяч человек. Не меньшее число людей, несмотря на проливной дождь, приняли участие и в недавней Шестой московской велоночи.

Дорожный казус

Едут двое новых русских на велосипедах. Один другому говорит: - Как надоело мне это быдло на Мерседесах!

Pro
«Осторожно, отдых!»: чем опасна послеотпускная хандра сотрудников
Pro
Почему ТМК отменила SPO: версии и мнения аналитиков
Pro
«Догоняющая» дружба: как поддерживать отношения во взрослом возрасте
Pro
ИИ-юрист может навредить клиенту десятком способов. Как этому помешать
Pro
В КНР велик риск нарушить чьи-то интеллектуальные права: как защититься
Pro
Частные инвесторы хлынули на венчурный рынок. Как помочь им заработать
Pro
Почему компании с трудом осваивают ИИ — 4 препятствия
Pro
Кошмары и тоска: 8 признаков повышенного стресса