Общество, 28 сен 2015, 00:25

Домодедово потеряло «Трансаэро»

Читать в полной версии
Фото: EPA

Авиакомпания «Трансаэро» с 25 октября переводит все свои московские рейсы в один аэропорт — Внуково. Еще два года прежний базовый аэропорт «Трансаэро», Домодедово, мог зарабатывать на ней 1,35 млрд руб. в год.

Переезд из Домодедово

С 25 октября 2015 года ОАО «АК «Трансаэро» переводит все свои рейсы из Домодедово во Внуково, сообщил Интерфакс со ссылкой на распоряжение генерального директора компании Дмитрия Сапрыкина. «Все рейсы авиакомпании начиная с 0:05 25 октября 2015 года (время московское) должны вылетать/прибывать из/в аэропорта Внуково», — говорится в документе.

В Домодедово «Трансаэро» пришла в 2001 году. Но в 2013 году вторая по пассажиропотоку авиакомпания России задумалась о переводе регулярных рейсов во Внуково, писали тогда «Ведомости»: в Домодедово должны были остаться только чартеры. До конца 2014 года рейсы «Трансаэро» вылетали еще и из Шереметьево, но начиная с зимнего сезона 2014/2015 годов компания ушла оттуда, сокращая издержки. Концентрация всех рейсов в одном аэропорту должна повысить эффективность эксплуатации парка, улучшить стыкуемость рейсов, сократить административные расходы за счет уменьшения арендуемых площадей, пояснял «Ведомостям» один из менеджеров компании.

В аэропорту решение менеджмента «Трансаэро» связали с реструктуризацией перевозчика. «Домодедово всегда работает в логике рынка, поэтому мы положительно относимся к конкуренции в Московском авиаузле (МАУ) как основополагающему фактору для обеспечения делового климата в отрасли. Это в равной степени относится и к ситуации с авиакомпанией «Трансаэро», проходящей через процедуру реструктуризации, логическим продолжением которой стала оптимизация летной программы», — заявил РБК официальный представитель Домодедово.

«В ходе формирования расписания грядущего осенне-зимнего периода аэропорт Домодедово ведет переговоры, в рамках которых обсуждается не только увеличение числа рейсов, но и приход в Домодедово авиакомпаний из других аэропортов МАУ, — сообщил представитель аэропорта. — Также ряд базовых зарубежных авиакомпаний сконцентрируют перевозки в Домодедово и запустят дополнительные рейсы по зарубежным направлениям».

Миллиарды для Внуково

Как говорил «Ведомостям» председатель совета директоров и совладелец Внуково Виталий Ванцев, который также является акционером «Трансаэро», перевод всех рейсов во Внуково был предусмотрен разработанной три года назад стратегией компании. В прошлый зимний сезон 2014 года компания летала по 59 направлениям из Внуково и по 58 из Домодедово, причем на последний приходилось 60% пассажиропотока из Москвы. Летом 2015 года компания летала по 86 направлениям из Внуково и по 78 направлениям из Домодедово.

Это серьезная потеря для Домодедово и прекрасное приобретение для Внуково, констатирует гендиректор агентства InfoMost Борис Рыбак. По его словам, в условиях сокращения пассажиропотока любой уход авиакомпании существенен, а такой крупной, как «Трансаэро», — тем более. Внуково теперь сможет компенсировать сокращение бизнеса UTair, которая в рамках оптимизации отказалась примерно от 20% рейсов. По оценке рейтингового агентства Fitch, «Трансаэро» обеспечивала около 15% пассажиропотока Домодедово. По данным самого аэропорта, за первое полугодие 2015 года его пассажиропоток снизился на 8,1% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, до 13,7 млн человек.

Согласно единственной опубликованной отчетности группы «Домодедово» по МСФО за 2013 год, ее выручка от авиационной деятельности составила около 9 млрд руб., в целом выручка за тот год была 39,9 млрд руб. Если вклад «Трансаэро» был равен 15%, то авиаузел напрямую зарабатывал на авиакомпании не менее 1,35 млрд руб. в год.

Стратегия «Трансаэро» — экономить

«Трансаэро», в которой 75% должен приобрести «Аэрофлот» за символический 1 руб., попала в сложное финансовое положение из-за долга в 250 млрд руб. Сбербанк стал консультантом «Аэро­флота» по этой сделке. «Транс­аэро» перешла под операционное управление крупнейшего российского авиаперевозчика.

В начале сентября «Аэрофлот» поставил во главе перевозчика Дмитрия Сапрыкина, бывшего заместителя генерального директора авиакомпании по правовым и имущественным вопросам. Он сразу приступил к сокращению расходов «Трансаэро»: компания отказалась от продажи самых дешевых билетов сегмента «дисконт» и сократила около 5% рейсов. Перевод рейсов во Внуково — второе антикризисное решение.

Сокращение расходов необходимо для того, чтобы кредиторы ​«Трансаэро» согласились на реструктуризацию ее долга. 15 сентября председатель правления банка Герман Греф заявил, что не исключает начала процедуры банкротства в авиакомпании, если кредиторы не согласуют схему реструктуризации долгов авиакомпании до конца сентября. «По всем показателям «Трансаэро» уже банкрот, уточнил Греф. Одним из условий реструктуризации будет и программа реформирования перевозчика, которую также должны представить кредиторам.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения