С чем приедет Путин
Принципы ООН предусматривают поддержку законно избранного правительства и противодействие террористам, даже если те называют себя оппозицией. Такой, по всей видимости, будет логика выступления Владимира Путина в ООН.
Дилемма Обамы
В понедельник на юбилейной, 70‑й, сессии Генеральной ассамблеи ООН президент США Барак Обама выступает вторым, председатель КНР Си Цзиньпин — четвертым, а Владимир Путин — шестым. Необходимость подняться на трибуну раньше своих геополитических соперников — Китая и России — ставит Обаму в сложное положение. Если он выскажется по Украине или по безопасности в Южно-Китайском море слишком мягко, то будет подвергнут критике, а если слишком жестко — может спровоцировать ответ выступающих следом Си и Путина, приводит The Guardian слова эксперта по ООН в European Council on Foreign Relations. В прошлом году Обама, говоря об угрозах, перечислил лихорадку Эбола, «российскую агрессию в Европе» и Сирию. Осложняет позиции Обамы и то, что президент Ирана также выступает после него.
Путин, по мнению другого эксперта из European Council on Foreign Relations, возвращается в ООН «довольный собой»: он не демонстрирует намерения отступать по Украине, удвоил ставки в Сирии, а его предложение создать широкую коалицию по борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке ставит Обаму в неловкое положение. Обама связал себя словами «Асад должен уйти», и если он решит более тесно сотрудничать с Россией, Ираном и Ираком, не придерживающимися этого принципа, это вызовет кризис в отношениях с монархиями Персидского залива и консерваторами в Америке, указывает эксперт.
Тема Путина
Некоторые тезисы своего выступления Путин назвал в интервью американским телеканалам CBS и PBS, фрагмент из которого Кремль опубликовал в воскресенье днем. Путин подчеркнул, что ООН остается единственной организацией, ответственной за поддержание мира во всем мире, но упомянул при этом и дебаты о необходимости ее изменения.
Говоря о Сирии, Путин заявил, что Россия исходит из устава ООН: любая помощь, в том числе военная, может оказываться только легитимным правительствам. Таковым Россия считает правительство Башара Асада, победившего на очередных выборах в июне 2014 года. Армию Асада Путин называет единственно легитимной. Ей, по его словам, противостоит, «по интерпретации некоторых наших международных партнеров, оппозиция». «Но на самом деле, в жизни, реально, армия Асада борется с террористическими организациями», — уверен Путин (цитата по сайту Кремля).
Россия, по его словам, предлагает создать координационную структуру, о чем Путин лично проинформировал президента Турции, короля Иордании, Саудовскую Аравию. А министр иностранных дел России Сергей Лавров имел об этом беседу с Керри.
«Мы будем рады, если мы найдем общую платформу для совместных действий против террористов», — анонсировал свою задачу Путин.
Речь без козыря
Весь последний месяц российские дипломаты пытались согласовать для Совета Безопасности проект заявления, которое представило бы наращиваемое Кремлем присутствие в Сирии частью широкого антитеррористического фронта. Но их американские коллеги подорвали эту инициативу, рассказали Foreign Policy источники в западных дипломатических кругах.
По их словам, американцев прежде всего беспокоило то, что Путин воспользуется документом как козырем в своем выступлении перед Генассамблеей. Вашингтон и Брюссель были готовы выслушать очередную лекцию Путина о высокомерии и интервенционизме Запада, но они опасались, что российский лидер сошлется на заявление Совбеза, что могло создать впечатление, что его речь одобряют все члены Совбеза, рассказали изданию американские и европейские дипломаты. Заявление обсуждалось с участием представителей США, России, Китая, Великобритании и Франции, но на прошлой неделе американские дипломаты дали понять, что Вашингтон не видит смысла в продолжении дискуссии.
Кто кому нужнее
В Нью-Йорке мировых лидеров ждет множество двусторонних встреч. Свои первые с 2013 года переговоры проведут Путин и Обама. Последние два года они мельком виделись на различных международных саммитах, но в этот раз их встреча будет личной, состоится во второй половине дня понедельника и продлится около 50 минут или часа, сообщил об окончательной договоренности пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Представители Белого дома в дни перед встречей подчеркивают, что на ее проведении настаивала российская сторона. Это вызывало критику Кремля: помощник российского президента Юрий Ушаков за передачу подробностей подготовки встречи обвинил США в нарушении дипломатического этикета. По его словам, именно Вашингтон 19 сентября запросил встречу, которая и была согласована в итоге, так как Москва никогда не отказывается от контактов.
Главной темой в беседе станет Сирия и ситуация на Ближнем Востоке, говорили Ушаков и Песков. Представители Белого дома, не исключая диалога по Сирии, главной темой называют Украину.
Президент Украины Петр Порошенко тоже примет участие в мероприятиях ООН, но его выступление запланировано на 29 сентября. Он также проведет переговоры с Обамой, его встреча с Путиным не предусмотрена — они увидятся 2 октября в Париже, где пройдет саммит «нормандской четверки», посвященный именно Украине.
Россия затеяла игру в Сирии, которая может быть интересна международному сообществу, но это не означает исчезновения Украины и других жестких вопросов с повестки дня, рассуждает вице-президент Центра политтехнологий Борис Макаренко. Если Путин расскажет Обаме свои предложения по Сирии, которые покажутся тому интересными, и они договорятся о некоторой координации действий, то ситуация крайнего недоверия, в которую Россия загнала себя в отношениях с США, может измениться, и это может помочь началу некоторого улучшения отношений, говорит Макаренко.