Общество, 28 сен 2015, 00:25

Греция вместо Испании

Читать в полной версии
Фото: Bloomberg

Российские покупатели заграничной недвижимости меняют дорогие направления на бюджетные. Если в начале 2014 года они были третьими по количеству сделок в Испании, теперь они седьмые, зато растет спрос на Грецию.

Испания больше не наша

По итогам второго квартала 2015 года россияне опустились на седьмое место среди иностранцев по количеству сделок с недвижимостью в Испании, свидетельствует статистика местной Службы регистрации. С 2013 года, когда ведомство начало вести статистику по стране происхождения покупателей недвижимости, россияне не выходили из первой тройки. Еще в первом квартале 2014 года российские покупатели занимали в этом списке третье место: они заключили 840 сделок и обеспечили 8,8% от всех операций с иностранными покупателями, уступив только британцам и французам. Теперь впереди оказались также немцы, бельгийцы, швейцарцы и итальянцы, а количество сделок с россиянами упало почти вдвое — до 430 (3,9% от всех операций).

Испанская статистика говорит о том, что россияне выбирают для инвестиций в недвижимость более дешевые страны. «Если раньше в числе самых популярных направлений у обеспеченных россиян были Испания, Франция и Великобритания, то на сегодняшний день покупатели все чаще предпочитают наиболее демократичные направления, например Грецию», — рассказывает председатель совета директоров Kalinka Group (специализируется на поиске элитной недвижимости) Екатерина Румянцева. По ее данным, спрос на недвижимость в Испании со стороны россиян снизился на 40% еще в начале года и с тех пор не менялся.

По информации Kalinka Group, за последний год средняя цена на недвижимость в Испании выросла на 5–10%. Например, если в третьем квартале 2014 года средняя стоимость квартиры с одной спальней составляла €220 тыс., то сейчас такое жилье стоит €240 тыс.

По данным Центробанка, объем денежных средств, направленных россиянами на покупку заграничной недвижимости, во втором квартале 2015 года составил $229 млн. Это в два раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года и почти в три раза меньше, чем в рекордном за всю историю четвертом квартале 2013 года, когда россияне купили недвижимость за границей на $676 млн.

Мешают рублевые зарплаты

Объем вложений россиян в заграничную недвижимость сократился в первую очередь за счет объектов низкого ценового сегмента, считают в Kalinka Group. «Покупатели относительно бюджетного жилья обычно имеют рублевые доходы, и рост курса иностранных валют для них значил увеличение стоимости зарубежной недвижимости практически вдвое», — поясняет Екатерина Румянцева. В итоге, по ее наблюдениям, в этом году количество сделок с бюджетным жильем сократилось на 30–60%, а с элитным — не более чем на 15%.

По данным Knight Frank, спрос на заграничную недвижимость в этом году снизился примерно на 30% к прошлому. Сокращение спроса на бюджетное жилье в Knight Frank подтвердили, но доля сделок с элитным жильем у компании даже выросла. «Меньше стало сделок с бюджетом до €5 млн, но выросла доля покупателей с бюджетом выше €10 млн, — рассказывает директор департамента зарубежной недвижимости Knight Frank Марина Кузьмина. — Если в 2013–2014 годах доля последних не превышала 15%, то сегодня таких стало около 35%». Однако средний бюджет покупки, по подсчетам Knight Frank, в итоге снизился с €5 млн в прошлые два-три года до €2,5–3 млн сейчас.

Покупатели бюджетного жилья стали искать более дешевые варианты, следует из данных крупнейшей российской онлайн-площадки по поиску зарубежной недвижимости Tranio.ru: средний бюджет покупки с начала 2014 года снизился примерно в полтора раза, с €400 тыс. до €250 тыс. В первую очередь наблюдается снижение спроса на недвижимость в курортных областях, рассказывает руководитель Tranio.ru Георгий Качмазов: «Сейчас практически нет таких заявок, когда покупатель хочет приобрести курортное жилье для использования в качестве дачи, покупатели делают выбор в пользу объектов, приносящих доход». Покупателям теперь важно, какую доходность они будут получать, сдавая недвижимость в аренду, и смогут ли они быстро и выгодно продать ее при необходимости, отмечает эксперт. По данным Качмазова, россияне, например, стали покупать больше недвижимости в крупных городах Германии, чтобы сдавать ее в аренду.

Греция — в рост

Странами-лидерами антирейтинга, в которых россияне стали покупать намного меньше, можно считать Латвию, Черногорию и такие экзотические страны, как Мальдивы, рассуждает Марина Кузьмина из Knight Frank. «В случае с Латвией охлаждение спроса связано с обострением политических отношений, — поясняет она. — Черногория стала менее интересна из-за низкой ликвидности недвижимости. Экзотические страны стали совсем не интересны, так как покупка курортной недвижимости сегодня отошла на второй план». Однако европейский рынок вряд ли почувствовал охлаждение спроса со стороны россиян, рассуждает Георгий Качмазов. «Рынок европейской недвижимости очень активен, и российские инвесторы не играют на нем большой роли», — констатирует он.

Тем более что параллельно за последний год вырос спрос со стороны россиян по отдельным направлениям. Так, спрос на недвижимость в Греции и на Кипре вырос примерно на 50%, отмечает Марина Кузьмина из Knight Frank. По словам риелторов, в частности, повысился спрос на элитные квартиры в Греции: из-за кризиса в стране они сильно упали в цене. С тех пор как в 2009 году в стране начался кризис, цены на элитную недвижимость упали в среднем на 50%, на недвижимость эконом- и среднего класса — на 20–30%, говорила РБК в конце июня менеджер по продажам недвижимости Greece.ru Светлана Куклина. «Если раньше вилла в Греции стоила примерно €20 млн, то сегодня из-за кризиса в стране она стоит уже €12 млн», — приводит пример Кузьмина.

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват