Общество, 28 окт 2011, 10:34

Есть или не есть: как меняются вкусовые привычки россиян осенью

Осень вносит свои коррективы в привычный всем летний образ жизни. По мере укорачивания светового дня меняются и наши пристрастия: вместо вечерних прогулок теперь мы предпочитаем любимый плед, интересную книгу и чашечку душистого чая.
Читать в полной версии

Мы решили выяснить, насколько меняются вкусовые пристрастия россиян по мере наступления нового - осеннего - сезона. Для этого мы обратились к данным, предоставленным основными российскими торговыми сетями.

Из лета в зиму

С началом осени потребители, как правило, переходят с легкого летнего рациона, в котором было больше ягод, кисломолочных продуктов, рыбы, на более плотное меню, основу которого составляют блюда с гарнирами и супы, констатируют в "Ашане". По данным этого французского ритейлера, сейчас в магазинах сети особым спросом пользуются сезонные овощи и фрукты, охлажденное мясо, птица и такие гарниры, как крупы и макароны.

Отмечается также возросший сезонный спрос на алкоголь, в том числе крепкий и согревающий промозглой осенью. "Спрос изменился в соответствии с традиционным сезонным трендом. Начался сезон крепких алкогольных напитков, наблюдается рост по овощам, традиционным молочным продуктам и йогуртам", - констатируют в торговой сети "Вестер".

Похожие тенденции наблюдаются и в магазинах "Метро Кэш энд Керри". "Среди бесспорных лидеров - напитки, как алкогольные, так и безалкогольные", - говорят представители сети. Популярностью также пользуются чай и кофе, продажи которых традиционно идут вверх с началом осенне-зимнего периода.

В X5 Retail Group, развивающей сети магазинов "Пятерочка", "Перекресток" и "Копейка", добавляют, что с приходом осени традиционно снизился спрос на мороженое на 35%, но стали более популярными замороженные полуфабрикаты и овощи. Прирост в этой категории товаров составляет сейчас 20-24%. Кроме того, в новом сезоне в связи с понижением цен вырос спрос на красную рыбу и икру. Спрос на сыр и яйца также с приходом осени подрос на 10%, посчитали в компании.

Подсластить себе жизнь

На дворе глубокая осень, накрапывает мелкий дождь, и всем нам в той или иной степени хочется укутаться в теплый плед и усесться с чашкой чего-нибудь горячего или горячительного. А если к этой чашечке взять еще и какую-нибудь сладость, то жизнь сразу становится светлее и ярче. При этом предупреждения врачей о вреде такого режима питания для здоровья и фигуры россиян отнюдь не пугают.

По данным исследовательского холдинга РОМИР, около 50% россиян перекусывают на работе печеньем, пирожками, или булочками. Еще около 30% респондентов утоляют голод йогуртами и творожками. На третьем месте в "рабочем" рационе россиян - сладости и шоколад (28%). Лишь на четвертой строчке продуктового рейтинга оказались фрукты (20%). Практически такими же популярными, как и фрукты, являются блюда быстрого приготовления (17%). 14% голосов было отдано сэндвичам, 12% - полуфабрикатам, 6% - орехам.

"Шоколадные кондитерские изделия с приходом осени стали более востребованными - на 30%. Это связано с похолоданием (летом шоколад тает и не пользуется такой популярностью) и с началом учебного года. Мучные кондитерские изделия также приросли: их популярность увеличилась на 15-20%", - прокомментировала руководитель отдела по связям с общественностью X5 Светлана Витковская. Об активизации сладкоежек также говорят и представители других торговых сетей, в частности "Ашана" и "Метро Кэш энд Керри".

В преддверии любимого праздника

Как только заканчивается лето и листочки на деревьях становятся желтыми, нам начинает хотеться чуда. А главное чудо для каждого русского человека - это Новый год. Каждый придумывает для себя праздник по душе: кто-то бронирует путевки в жаркие страны, кто-то самозабвенно готовит оливье и селедку под шубой. Самые высокоорганизованные граждане, планирующие праздновать Новый год дома или в гостях, уже начали подготовку к этому.

"Наши клиенты уже начали активно закупаться в связи с предстоящими новогодними праздниками. Ассортимент новогодних товаров уже предложен нашим клиентам - традиционные новогодние украшения и подарки, детские сладкие наборы, а также эксклюзивные подарочные наборы (так называемые хамперсы), в состав которых входит алкоголь и кондитерская продукция премиум-класса", - говорят в "Метро Кэш энд Керри".

Другие сети пока не отмечают предновогоднего оживления покупателей. Так, в "Вестере" говорят о том, что покупки, связанные с зимним праздником, уже совершаются, но эти приготовления довольно слабо выражены на фоне снижения покупательской активности.

В Багдаде все спокойно

Самое интересное, что потребитель продолжает жить на широкую ногу, даже несмотря на то, что экономисты активно пророчат вторую волну кризиса. Причем непонятно, в чем тут загвоздка: то ли люди новостями не интересуются, то ли просто привыкли жить с подозрением, что в ближайшее время может случиться очередная финансовая "гроза". И хотя буквально на днях премьер-министр Владимир Путин говорил о том, что "Россия по-прежнему находится в двух-трех шагах от возвращения к ситуации до 2000г.", жители нашей страны совсем не торопятся запасаться гречкой и консервами.

Данную тенденцию подтверждает и статистика крупных торговых сетей, которые пока не отмечают сокращения покупательского спроса. "В целом на текущий период продажи "Метро Кэш энд Керри" в России показывают хорошую положительную динамику. По сравнению с осенне-зимним периодом прошлого года, который был очень результативен для компании с точки зрения продаж, объемы продаж на текущий период еще выше, и мы не предвидим каких-либо колебаний в продажах в краткосрочной перспективе", - говорят представители сетевого ритейлера.

При этом в Metro добавляют, что в настоящее время наблюдается стабильный рост продаж в таких категориях, как крупы или консервы, но говорить о тенденции среди клиентов делать крупные запасы товаров с большим сроком хранения пока нельзя.

В "Вестере" также отмечают, что выросли продажи круп и растительного масла, но каких-либо изменений в структуре продаж по сравнению с обычным сезонным спросом на фоне прогнозируемого финансового кризиса сейчас не наблюдается.

Аналогичную тенденцию замечают и в X5 Retail Group. "Спрос на все товары сейчас ровный, неожиданных скачков в ту или иную сторону нет", - говорят владельцы "Пятерочки", "Копейки" и "Перекрестка". В компании отмечают, что сейчас наблюдается традиционное повышение спроса на всю группу товаров категории "бакалея" (крупа, масло, макароны) на 15%.

Подметили в X5 и еще одну тенденцию: прирост продаж в группе консервированных продуктов, куда входят мед и варенье, составил около 30%. Однако ритейлер отмечает, что это произошло отнюдь не из-за предкризисных настроений покупателей, а скорее из-за их сезонных привычек. Так, вполне ожидаемым для группы стало снижение популярности сахара на 30% в связи с окончанием сезона домашних заготовок фруктов и ягод. Соль же, наоборот, стала более популярной в связи с началом сезона квашения и заготовок овощей. Так, в сентябре ее продажи выросли на 5%, а к зиме компания ожидает рост до 10%.

Получается, что россияне не отказываются от традиций заготавливать на зиму соленья и овощи, но постепенно забывают про советскую привычку запасаться на зиму гречкой, спичками и солью.

Виктория Андреева, РБК

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется