Общество, 28 ноя 2014, 00:25

10% для «Яндекса»

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

«Яндекс» готовит масштабный перезапуск купленного год назад «Кинопоиска»: на сайте, который сейчас публикует только трейлеры фильмов и рецензии на них, будет транслироваться видео от партнеров, в том числе онлайн-кинотеатров и телеканалов. Предполагается, что видео можно будет смотреть, не уходя с Kinopoisk.ru, но трафик при этом будет учитываться на сайтах-партнерах. Сам «Яндекс» сможет получать комиссию от продаж рекламы в транслируемых записях и продавать подписку на сервис.

«Вменяемый процент»

Поисковик уже договорился с некоторыми поставщиками видео, заниматься лицензированием лент самостоятельно «Яндекс» не будет, рассказали РБК два источника в интернет-отрасли. Среди партнеров, с которыми ведутся переговоры, они назвали онлайн-кинотеатры Tvigle.ru, Megogo.ru, RuTube.ru, Zoomby.ru, Now.ru (последние три принадлежат «Газпром-Медиа»), Ivi.ru, Ayyo.ru и телеканал СТС.

Источник, близкий к «Яндексу», подтвердил договоренности с СТС. «Мы не обсуждаем детали будущих запусков и не раскрываем сроки», – сказала пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова.

Представитель телеканала сообщил, что компания пока не комментирует партнерство с «Кинопоиском». Но в своей презентации для инвесторов по итогам третьего квартала «СТС Медиа» сообщила, что заключит партнерство с «Яндексом» в 2015 году.

«Все так или иначе будут сотрудничать с «Яндексом» – они предлагают дополнительный трафик за вполне вменяемый процент», – говорит источник, близкий к «Газпром-Медиа». По его словам, «Яндекс» хочет брать комиссию с рекламы на сервисах «Газпром-Медиа» в размере около 10%. Источник, близкий к переговорам, уточнил, что комиссия будет разной для разных партнеров.

Факт переговоров участники не отрицают, но подробности обсуждать отказываются. «Мы общаемся с «Яндексом», уверен, как и остальные игроки. Но пока никак не комментируем это», – поделился исполнительный директор Ayyo Евгений Муравьев.

Основатель Tvigle Егор Яковлев также признает переговоры с «Яндексом», правда, он не слишком верит в этот проект: «Профессиональное онлайн-видео в интернете по сути своей имеет медийную природу, именно поэтому случайно собранный из разных источников случайным образом видеоконтент не создает потребительского продукта, и люди таким продуктом не пользуются».

Источник в Ivi рассказал, что пока стороны не договорились.

«С запросом на смотрение»

«Яндекс», утверждают источники, ведет переговоры с онлайн-платформой для размещения видео Pladform. В Pladform это не подтверждают, но и не опровергают. «Насколько нам известно, «Яндекс» постоянно ведет активный диалог с участниками рынка видео, при этом мы не можем комментировать статус до финального перезапуска проекта «Кинопоиск», – сказал гендиректор Pladform Армен Гулинян. Этот плеер уже размещен на 217 площадках, среди которых социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», онлайн-кинотеатр Megogo и другие. Правообладатель получает в среднем 60% от дохода Pladform, а платформа берет на себя хранение и доставку контента, пояснил Гулинян.

Конкуренты «Яндекса» уже агрегируют видео: с 2012 года у Mail.Ru Group работает киносервис «Афиша@Mail.ru», в числе его партнеров – те же Tvigle.ru, Megogo.ru, RuTube.ru, Zoomby.ru,Now.ru, Ivi.ru, Ayyo.ru, СТС и Pladform. Яковлев отметил, что этот сервис дает меньше 1% в общем объеме переходов на сайт онлайн-кинотеатра.

Источник в одной из компаний, которые готовят партнерство с «Кинопоиском», объяснил, что «Яндекс» даст им больший трафик, чем «Афиша@Mail.ru». По данным TNS Russia, в сентябре 2014 года месячная аудитория «Афиша@Mail.ru» и раздела «ТВ-программы» на Mail.ru превысила 8,8 млн человек, «Кинопоиска» – 13,7 млн, сервиса «Яндекс.Видео» – 18,8 млн. Какой процент из этого трафика может конвертироваться в смотрение, собеседник РБК затруднился оценить, но, по его словам, «человек будет приходить уже с запросом на смотрение, наверняка он откроет видео».

iKS-Consulting прогнозирует объем рынка онлайн-видео в России по итогам 2014 года в 4,9 млрд руб. Онлайн-кинотеатры на этом рынке занимают более 55%, магазины контента (например, Google Play) – 15%, остальное приходится на операторов связи. В следующем году, считает агентство, рынок вырастет более чем на 40%, а к 2018 году достигнет 13,8 млрд руб.

Новые бизнес-модели

«Все, что делает «Яндекс» с сервисами, влияет на долю поисковых запросов», – объясняет руководитель проекта «Афиша» (входит в холдинг Rambler & Co) Данила Николаев. «Когда вы будете искать кино, «Яндекс» будет наиболее релевантно отвечать на запрос о видео. Это концепция, которую закладывал Илья Сегалович [сооснователь «Яндекса»] – получить конечную услугу, а не только путь к этой услуге», – говорит Николаев. Он заметил, что в трафике «Кинопоиска» высока доля поисковых запросов: 69% переходов на этот сайт, по данным LiveInternet, идет из поисковых систем.

Новый «Кинопоиск», считает бывший менеджер «Афиша@Mail.ru» Антон Фролов, станет источником дополнительных знаний об аудитории, поможет в обучении рекомендательных и рекламных алгоритмов, а кроме того, сможет привлечь дополнительную аудиторию и рекламодателей в этой нише. Он заметил, что поисковик строит экосистему вокруг кино: в нее входят, например, запущенный в конце августа сервис «Яндекс.Билеты» (агрегатор, через который сейчас реализуются билеты от двух поставщиков – «Кинохода» и «Рамблер.Кассы») и стартовавший осенью сервис покупки электронных билетов в кинотеатры сети «Формула кино» (их не нужно распечатывать – в зал пропускают по QR-коду).

«Развивая экосистему вокруг кино, «Яндекс» сможет не отдавать пользователя сторонним площадкам, а оставлять его у себя: подбор фильмов, покупку билетов и другие задачи пользователь будет решать сразу на сайте «Яндекса», – считает Фролов. «Яндекс» ищет новые модели монетизации, чтобы снизить зависимость от контекстной рекламы (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах), добавил эксперт. По итогам первых шести месяцев 2014 года такая реклама дала 92,5% всей выручки «Яндекса». Гендиректор головной Yandex N. V. Аркадий Волож отошел от оперативного управления российским офисом с сентября 2014‑го, чтобы, как утверждали представители компании, сосредоточиться на поиске новых бизнес-моделей.

«Яндекс» также сможет увеличить свое присутствие в Smart TV, российская аудитория которого растет очень быстро, рассуждает Фролов: «Киносервис» – отличный способ попасть и закрепиться на этой перспективной платформе». Аудитория Smart TV в России, по данным TNS Web Index, в октябре 2014‑го по отношению к ноябрю 2013‑го выросла на 52%.

Правда, пока агрегатор видео Mail.ru и все подобные сервисы монетизируются почти полностью за счет медийной рекламы, частично – за счет контентных спецпроектов (бренды могут заказать, например, серию материалов на одну тему, которые публикуют с рекламным дисклеймером), утверждает Фролов.

Кроме рекламы «Кинопоиск» сможет продавать и давать «в аренду» фильмы, реализовывать подписку, делясь доходами с поставщиками видео. «Условия по каждому конкретному партнеру обычно индивидуальны, чаще всего речь идет о десятках процентов», – резюмирует Фролов.

Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек