Общество, 29 янв 2008, 11:59

Гражданская авиация РФ не готова к переходу на электронные билеты

Авиакомпании, входящие в Ассоциацию международного воздушного транспорта (IATA), должны будут полностью перейти на электронную систему регистрации и продажи билетов для международных перелетов с 1 июня 2008г.
Читать в полной версии

В IATA входит 240 компаний, осуществляющих 94% регулярных международных перевозок. В том числе членами IATA являются "Аэрофлот", "Авиакомпания "Сибирь" (S7 Airlines), "Трансаэро" и пр. Ожидается, что один электронный билет позволит авиакомпании сэкономить по 9 долл. с каждого пассажира, в результате авиаиндустрии удастся приберечь 3 млрд долл. ежегодно.

При этом электронный авиабилет считается более надежным, чем бумажный, его нельзя потерять, забыть, подделать. Использование электронных билетов предполагает наличие специально оборудованных стоек, автоматов, где можно получить не только посадочный талон, но и зарегистрировать свой багаж.

Система электронных билетов уже на протяжении 10 лет используется в Европе и США. Китайские авиаперевозчики сумели перестроиться на новый лад за два года. Однако представители ведущих авиакомпаний отмечают, что отечественная гражданская авиация к переходу на электронные билеты не готова. Как заметил заместитель генерального директора по информационным технологиям авиакомпании "Аэрофлот" Сергей Кирюшин, "общая готовность крайне низкая". "Это обусловлено тем, что законодательные изменения (в Воздушном кодексе относительно оформления перевозочных документов в электронном виде), которые позволили нам выпускать электронные билеты, были приняты только в начале этого года. Кроме того, только в некоторых аэропортах есть система, которая поддерживает обработку электронных авиабилетов", - сказал он в программе "Сфера интересов" в эфире РБК-ТВ.

На сегодня основным локомотивом внедрения системы e-ticketing (системы электронного оформления авиабилетов) являются авиакомпании. Они инвестируют собственные средства в оснащение отечественных аэропортов стойками для электронной регистрации билетов. В противном случае международные линии для них могут оказаться закрытыми, в результате они лишатся пассажиров, доходов.

По мнению эксперта, нежелание менеджмента аэропортов переходить на новые технологии, вызвано тем, что в аэропортах нет единого хозяина, который стратегически подходил бы к их развитию. Но если аэропорты проигнорируют данную тенденцию в дальнейшем, то через некоторое время зарубежные компании перестанут летать к ним, и они будут вычеркнуты из числа международных.

Отчасти препятствует переходу на систему электронных билетов отсутствие нормативной базы. "У нас в законодательстве нет понятия электронного документа. Непонятно, что такое оригинал электронного документа, копия электронного документа. Самим приходится изобретать. Как, например, (на просьбу) показать оригинал электронного авиабилета, (указывать) на буковки на экране", - говорит заместитель генерального директора авиакомпании "Сибирь" Илья Александровский.

Между тем представители некоторых авиаперевозчиков отмечают, что растет число пользователей электронных билетов, несмотря на то, что россияне всегда покупали (бумажные) билеты в агентствах за наличные. "Еженедельный рост посетителей и покупателей электронных билетов увеличивается на 5%. В прошлом году в декабре на долю продаж через Интернет пришлось 7% от общего объема продаж, что составило свыше 11 млн долл.", - рассказал С.Кирюшин. Но при сравнении с продажами виртуальных билетов в других странах, можно сказать, что этот показатель несуществен. Для сравнения: продажи электронных билетов в США составляют 90%, в Европе - 83%, а в России от общего объема продаж на виртуальные билеты приходится только 10%.

Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: смогут ли США сдержать цены на нефть