Общество, 29 янв 2015, 00:25

Как хотят, так и лечат

Читать в полной версии
Фото: REUTERS

Контроль за качеством и безопасностью работы медиков в России проводится формально, утверждает ФАС в докладе для правительства. Такие выводы ведомство сделало после того, как проверило деятельность Росздравнадзора.

Формальная медицина

Поручение о проведении проверки дала ФАС вице-премьер Ольга Голодец в июле 2014 года. Тогда речь шла о совершенствовании контроля за охраной здоровья и снижении количества неэффективных проверок, пояснил РБК помощник Голодец Алексей Левченко. Проверка не выявила фактов дискриминации участников рынка со стороны Росздравнадзора, пишет ФАС. Зато ведомство выявило другие нарушения, и подробное их описание занимает более 130 листов.

«В целом контроль качества и безопасности медицинской деятельности носит формальный характер», – заключает ФАС по итогам проверки центрального аппарата и 79 территориальных органов Росздравнадзора. Одна из главных причин этого – отсутствие параметров, по которым надзорное ведомство могло бы определить, является ли деятельность медиков качественной или нет.

Необходимых критериев не нашлось в положении, которым руководствуется Росздравнадзор, а также в порядках и стандартах медицинской помощи, хотя по закону эти документы являются базовыми. Без этих норм определить качество медицинской помощи невозможно, поэтому результат лечения может не удовлетворить пациента, а государственные расходы при этом могут оказаться завышенными, говорится в докладе. Минздрав и Росздравнадзор в целом не создали нужную законодательную базу для работы надзорного ведомства, утверждает ФАС.

Страховщики не помогут

С выводами ФАС можно частично согласиться, сказала РБК директор Института экономики здравоохранения при ВШЭ Лариса Попович. Правда, по ее словам, Минздрав дает «определенные дефиниции» по определению качества в документах, регулирующих деятельность страховых компаний, но их недостаточно. Из-за невнятных разъяснений самого Мин­здрава «складывается ситуация, когда страховая компания может штрафовать, а может не штрафовать за невыполнение стандарта – все в ручном режиме», поясняет эксперт.

Адвокатами пациентов по существующей системе должны быть страховые компании, продолжает она, но в действительности этого не происходит, хотя бы потому, что пациенты мало им жалуются: на 1,5 млрд контактов граждан с медицинскими учреждениями в год приходится всего 3 тыс. жалоб. Проверки документов тоже ни к чему не приводят, отмечает эксперт.

«На протяжении последних 15 лет страховые компании докладывают, что в проверенных ими первичных документах медицинского учреждения дефекты качества медицинской помощи наблюдаются в 53% случаев – при этом все 15 лет таким же и остается... ничего не меняется, никто не принимает никаких решений», – говорит Попович.

Вместо существующих порядков ФАС предлагает узаконить клинические протоколы, распространенные в мировой практике. Этот инструмент лучше поспособствует оценке качества работы больниц, поскольку протоколы содержат поэтапный алгоритм лечения. Но мировая система здравоохранения уже шагнула дальше, замечает Попович: «Опыт США показывает, что даже их хорошо разобранные клинические протоколы дают сбои и больше 100 тыс. человек умирают от правильно выбранного лечения, которое не подходит конкретным людям». Поэтому, пока Россия думает о стандартизации медицины, мир уже уходит от нее к персонификации лечения. «Вся система здравоохранения все больше понимает, что лечить нужно не болезнь, под которую написан протокол, а больного», – говорит Попович.

Рецепт от ФАС

В краткосрочной перспективе (до 2016 года) ФАС предлагает предпринять ряд мер по улучшению ​ситуации. Помимо разработки всех необходимых нормативных актов и перехода на клинические протоколы антимонопольщики предлагают пересмотреть действующие порядки оказания медицинской помощи вместе с медицинскими экспертами и саморегулируемыми организациями.

Ведомство считает важным сократить плановые проверки и сосредоточить усилия на внеплановых проверках по жалобам. Сегодня контроль «раздроблен» между различными ведомствами, а их работа зачастую не согласована, отмечает ФАС. Например, в области лицензирования медицинской деятельности полномочия Росздравнадзора пересекаются с функциями региональных органов власти. В части проверок — с Рострудом. В результате проверки одних и тех же медицинских организаций может проводить сразу несколько ведомств.

Доклад направлен в правительство 15 января, сообщили в ФАС. Там пока не знают, будут ли рассматривать документ на заседании кабмина. Выводы будут сделаны по итогам анализа доклада, сказал помощник Голодец. Представитель Минздрава не ответил на запрос РБК.

Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist