Возвращение миллиардера
Читать в полной версии
Клуб долларовых миллиардеров пополнился еще одним именем — Уильям Герберт Хант. В 70-е годы он уже был самым богатым человеком Америки, контролируя 60% рынка серебра в США, однако в начале 80-х стал банкротом. Вернуться к процветанию спустя четверть века ему помогли нефтяные активы.
СЕРЕБРЯНЫЙ ЧЕТВЕРГ
Герберт родился в семье техасского нефтяного миллиардера Гарольдсона Лафайетта Ханта, который жил сразу на три семьи, пишет Bloomberg. Перед смертью, в 1974 году, он разделил между наследниками свое состояние, однако дети от Лиды Банкер — братья Герберт и Нельсон — решили не развивать семейный бизнес, а вложиться в драгоценные металлы. В США инвестиции в золото были на тот момент запрещены, поэтому они поставили на серебро. В начале 70-х годов рынок серебра был очень мал, так как его добыча велась в небольших объемах.
Имея многомиллиардное состояние, Нельсон и Герберт начали скупать серебряные слитки, которые отвозили на хранение в банки Лондона и Цюриха. К концу 70-х они удерживали в своих руках 15% мировых запасов металла. Однако братья решили играть по-крупному, принявшись скупать «бумажное» серебро в виде фьючерсных контрактов. В итоге под их контролем оказалась уже треть мирового рынка серебра. За 1979 год цены на серебро подскочили на 712%, с 6 долл. до 48,7 долл. за тройскую унцию. 17 января 1980 года серебро достигло исторического максимума в 52,5 долл. Однако за десять дней до этого биржа Comex, обеспокоенная ростом цен, повысила требования по гарантийному обеспечению фьючерсных контрактов. Братья должны были дополнительно внести еще 136 млн долл. (к этому времени у них было слитков и фьючерсов на 9,6 млрд долл., а также связанных с серебром облигаций на 1,75 млрд долл.), но наличных денег не было, и им пришлось спешно продавать физическое и «бумажное» серебро. Это спровоцировало обвал цен. 27 марта 1980 года серебряный пузырь лопнул. Этот день вошел в хроники Уолл-стрит как «серебряный четверг» — цены упали до 10,6 долл. за унцию, на сырьевых рынках началась паника.
Банки США выдали Хантам 1 млрд долл. под залог семейного бизнеса, чтобы братья расплатились по долгам. Ханты распродали все свои серебряные запасы, но все равно остались должны. В 1988 году суд признал их виновными в попытке установить контроль на рынке и постановил выплатить 130 млн долл. компенсаций. Чтобы защититься от кредиторов, Герберт и Нельсон объявили себя банкротами.
СПАСЕНИЕ — В НЕФТИ
Нефтяные активы братьев, которые оценивались к тому времени в 150 млн долл., к счастью, остались нетронутыми. Потерпев неудачу, Герберт решил вернуться к делу, которое некогда обогатило его отца. Он поставил на агрессивную стратегию развития компании Hunt Petroleum, которую его отец основал еще в 20-е годы (потом ее переименовали в Petro-Hunt). В 90-е годы стали впервые применять метод гидравлического разрыва пластов, который позволил производителям добывать недоступное прежде сырье. Герберт стал скупать нефтяные месторождения по всей Америке, особенно в Северной Дакоте, где было обнаружено месторождение Bakken, которое сейчас обеспечивает 10% добычи в США. За несколько лет он потратил более 600 млн долл. на скупку лучших активов у Chevron, Texaco, Shell, Ameranda Hess и Occidential.
Сейчас Petro-Hunt ведет добычу в шести штатах США — 10,8 млн барр. нефти и почти 18 млрд куб. футов газа в 2012 году. У компании есть миноритарные доли в ряде операторов ConocoPhillips на Аляске. В октябре прошлого года Герберт продал компании Halcon Resources за 1,45 млрд долл. почти половину месторождений в Северной Дакоте, которые принадлежали Petro-Hunt (половина суммы была выплачена наличными, половина — акциями). Благодаря сделке состояние Герберта увеличилось до 4,6 млрд долл.
Сам он, впрочем, не любит распространяться о своем богатстве. «У меня частная компания, и мне не нравится быть в центре публичного внимания», — сказал 84-летний миллиардер. Ни он, ни его дети, которые также работают в Petro-Hunt, не занимаются серебром.