Кейтеринговый бизнес освоен в РФ на 3-4%
Объем российского рынка, по разным подсчетам, на сегодня составляет около 300-370 млн долларов, причем 30% приходится на долю Москвы. Но потенциальная емкость рынка в РФ оценивается в 10 млрд долларов. Получается, что российский рынок сегодня освоен лишь на 3-4%.
"Причина некой недоразвитости рынка в том, что многие компании еще не готовы к кейтерингу, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" управляющий партнер компании "Улей Кейтеринг" Олег Бардеев. – Культура проведения банкетных мероприятий по заказу у нас еще не очень развита по причине непонимания результатов, которых можно добиться за счет найма профессиональной банкетной компании".
В то же время за счет активной маркетинговой позиции вновь появляющихся игроков возникает иллюзия насыщения рынка. К слову, старожилы называют новичков "браконьерами". "Традиционны две вспышки за год интереса к кейтеринговым услугам, – говорит аналитик компании "Ресторанный рейтинг" Олеся Лопатик. – Весь декабрь (корпоративные вечеринки, подведение итогов и т.д.) и лето (свадьбы, увеселительные мероприятия). Буквально в канун этих периодов появляется масса посредников, предлагающих кейтеринговые услуги. Но они могут точно так же уйти с рынка через месяц-другой".
"Главная проблема, с которой мы сталкиваемся - это "испуганный клиент" после подобного рода "браконьеров", – уверяет О.Бардеев.
Для того чтобы люди поели в самом неожиданном для этого месте (на крыше дома, в лесу и т.д.), логистическе процессы доставки пищи приходится постоянно дублировать, а все этапы - перестраховывать. "Кейтеринг – это экстремальный бизнес, – говорит гость программы "Сфера интересов". – Численность сотрудников в день проведения мероприятия может увеличиться в 10-15 раз и, представьте себе, привлекли мы временный персонал, забронировав его за 2 месяца, но в день мероприятия половина этого персонала не выходит, – живописует отличия кейтерингового бизнеса от ресторанного О.Бардеев. – Или мы приготовили продукт, загрузили в автотранспорт, а по дороге машина ломается".
Кроме усложненной логистики, кейтеры должны обладать и хорошими связями с рекрутинговыми компаниями (многие даже заводят собственные кадровые агентства для того, чтобы кадры всегда были наготове). Отличаются и технологии приготовления пищи. Часто бывает так, что блюда готовятся на центральном производстве, причем не до конца, чтобы пища дошла до кондиции в процессе транспортировки (в специальных термоконтейнерах) и была подана к столу с пылу, с жару. При этом цены на кейтеринговое обслуживание не отличаются от цен в ресторане. Кстати, по доходности эти бизнесы также сопоставимы - 20-30% в год.
Наиболее прибыльным направлением кейтеринга считается формат выездного ресторана (рентабельность достигает 30% в год). Если в сегменте корпоративного питания с одной персоны кейтеры зарабатывают 4-7 долларов за раз, то средний чек в выездном ресторане – 50-80 долларов. При организации гала-ужинов средний чек возрастает до 150-180 евро, многое зависит от статуса мероприятия и его концепции.
"И цены на кейтеринговые услуги снижаться не будут, – заверяет телезрителей РБК-ТВ О.Бардеев. – Цены на сырье растут с каждым днем. Скорее будет снижаться спрос или доходность кейтеринговых компаний".
В таком случае не исключено и сокращение кейтерингового бизнеса, который пока особо и не укоренился в стране. Напомним, сегодня в Москве работают свыше 500 компаний. Из них французская "Sodexo" занимает 33% рынка, "Мега фудс" – 13%, "ЛаньЧ" (входит в состав "Корпус-групп") – 7,8%, "Fusion menegement" – 5%.