Рынок российской интернет-рекламы может снова удвоиться в 2008г.
Однако с учетом двукратного удорожания ТВ-рекламы, связанного с вступлением в силу "ограничительных" поправок в закон "О рекламе", доля интернет-рекламы в общем объеме рынка несколько снизилась: с 3% в 2006г. до 2,5% в 2007г.
Многие эксперты ошиблись в своих прогнозах. Например, в ИГ "Атон" считали, что доля интернет-рекламы вырастет по итогам 2007г. до 3,7% и составит 300 млн долларов, но мы видим, что в суммарном выражении рынок превзошел ожидания, зато доля его в общей массе оказалась ниже.
Опрошенные РБК-ТВ эксперты ожидают повторения 100%-го роста рынка и в 2008г., то есть по итогам года он составит 800 млн долларов: по 400 млн на контекстную и медийную рекламу, соответственно. Впрочем, существуют разные мнения о перспективах сохранения этого роста в масштабах пятилетки.
"Едва ли кто-то понимает, что будет с Интернетом через 5 лет. Я не очень верю в идею постоянного удвоения, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Рекламная пауза" генеральный директор компании "Бегун" Алексей Басов. – Такое редко бывает в бизнесе. И, наверное, прекрасные темпы развития рынка, которые мы наблюдаем, связаны с его молодостью, с небольшим его выражением в деньгах, нежели с глобальным трендом, который будет удерживаться долгие годы".
С этим не согласен генеральный директор агентства "Меди-Селлинг" Лев Глейзер: "Что сегодня происходит в Интернете? 30%-ый рост аудитории за год! И по текущим цифрам не видно, чтобы в России этот рост замедлился. Происходит удвоение, утроение времени, которое люди проводят в Сети. Это означает, что каждый год интернет-рынок может предложить рекламодателям в несколько раз больше прошлогоднего количества контактов".
Грубо говоря, рекламщики просто не успевают загружать Рунет рекламой. В отличие от всего остального рынка, здесь наблюдается отрицательная медиаинфляция: скорость роста аудитории опережает скорость роста рекламных бюджетов. "Сегодня в Интернете самая дешевая стоимость за тысячу контактов по сравнению с остальными медиа, значительно дешевле, чем на ТВ, – аргументирует идею "постоянного удвоения" Л.Глейзер. – И прайм-тайм, например, для подростковой аудитории сегодня в Интернете, а не на телевидении. Люди будут становится старше, они будут пользоваться Интернетом все больше и больше". Оговоримся, что эта логика не безупречна с учетом "демографической ямы" 90-х гг.
Неоднозначно оценивают эксперты и перспективы новых форматов рекламы в Интернете. Так, видеореклама вряд ли появится ранее, чем через 2 года. "Рынку понадобится время, чтобы перейти к новым форматам видеорекламы для Интернета. На сегодня, если мы републикуем в Интернете ролик с телевидения, ничем хорошим это не заканчивается. По определению", – говорит о своеобразии восприятия информации в сети Л.Глейзер. К тому же это не столько вопрос готовности брендов, сколько вопрос технической готовности самой Сети. По разным данным, большинство пользователей в России – 22,5% из 24% – довольствуются выходом в Интернет через dial-up и ADSL, которые уже почти считаются атавизмом в Москве.
Возможно, новым Клондайком для интернет-рекламы в скором времени станут социальные сети, предполагают эксперты. "Это проекты, которые "выстрелили" в течение года. Им хочется найти свою бизнес-модель, – объясняет Л.Глейзер в заключение программы "Рекламная пауза" на РБК-ТВ. – Обычная медийная модель - порталов yandex.ru или mail.ru – для них не совсем применима. Нужна более глубокая история. А пока идет набор аудитории. Аудитория на таких темпах роста, на таких объемах значительно важнее нескольких миллионов долларов, которые можно заработать сейчас".
В перспективы социальных сетей верит и А.Басов: "Социальные сети – катастрофа для многих крупных игроков нашего рынка, которые упустили этот момент, социальные сети построили не они. Когда-нибудь рекламный рынок перестроится с учетом распределения аудитории и реального времени, проводимого на проектах. Несправедливо, когда многие проекты, обладая аудиторией, сопоставимой с аудиторией крупнейших порталов, зарабатывают в десятки и сотни раз меньше".
Добавим, что сливки с Рунета спешат снять не только бренды при помощи рекламных компаний и новых сервисов. По данным "Лаборатории Касперского", в марте 2008г. доля спама в общем объеме почтового трафика российского Интернета достигла 90,7%!