Общество, 29 апр 2015, 00:25

В погоне за «большой тройкой»

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Tele2 начнет оказывать услуги скоростного интернета в пяти новых регионах. Отсутствие сетей 3G и LTE уже сказалось на абонентской базе оператора, а передача данных у конкурентов растет быстрее, чем голосовая связь.

Отставание от конкурентов

29 апреля Tele2 запускает 3G-сети еще в пяти регионах России — Ростовской, Белгородской, Липецкой, Вологодской областях и Удмуртии, сообщил РБК представитель компании Константин Прокшин. В мае оператор намерен запустить сеть 3G в Омске, Кемерово и Курске, а в июне — сеть LTE в Санкт-Петербурге, где 3G у оператора уже работает, добавил Прокшин. «Всего в этом году быстрый мобильный Интернет появится в 50 регионах России», — добавил он.

Сейчас скоростной мобильный интернет (включая регионы, запущенные 29 апреля) у Tele2 работает в 16 регионах РФ. Сеть 3G доступна абонентам оператора в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске, Тамбове, Нижнем Новгороде, Калининграде, Воронеже, Мурманске, Смоленске, Республике Коми, Белгороде, Липецке, Ижевске, Вологде, Ростове-на-Дону. Сеть 4G работает на территории Тулы.

До объединения с дочерними мобильными операторами с «Ростелекомом» (оно было завершено летом 2014 года) у Tele2 не было лицензий на оказание в России услуг связи формата 3G и 4G. В 2014 году Tele2 начала активно ликвидировать отставание — ее капзатраты выросли на 126% и составили 13,2 млрд руб. (для сравнения, капзатраты МТС в России в 2014 году составили 86,1 млрд руб., «МегаФона» — 56,5 млрд руб., «ВымпелКома» — 61,3 млрд руб.). Первую сеть 3G компания запустила 14 ноября в Санкт-Петербурге. Финансовый и административный директор Tele2 Людмила Смирнова ранее говорила, что в 2015 году капвложения Tele2 составят 40% от выручки (в 2014-м было 15,1%, в 2013-м — 9%).

Сотовые операторы не раскрывают соотношение голосовой связи и передачи данных в выручке, но очевидно, что второй сегмент растет существенно быстрее, чем первый. В 2014 году выручка МТС от всего мобильного бизнеса (без учета продажи устройств) выросла на 7%, а от передачи данных — на 36%, у «МегаФона» — на 4 и 33% соответственно, у «ВымпелКома» — на 3 и 20%. Доля передачи данных в выручке операторов в 2014 году составила 24,9% у «МегаФона», 22,1% у МТС и 17,2% у «ВымпелКома». В среднем в России, по данным компании «ТМТ консалтинг», 41% выручки мобильного рынка сейчас приходится на голосовую связь, 19% — на мобильный интернет. В январе этого года директор МТС в Москве и московском регионе Кирилл Дмитриев заявил, что к концу 2015 года по Москве выручка компании от передачи данных впервые превысит выручку от услуг голосовой связи.

Почему уходят абоненты

Отсутствие в регионах работы Tele2 современных форматов связи стало одной из причин падения абонентской базы оператора в прошлом году, считает генеральный директор «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. В 2014 году совокупная база мобильных клиентов Tele2 — «Ростелекома» снизилась на 3,4 млн (-8,8%). В конце 2013 года услугами мобильной связи «Ростелекома» пользовались 14,8 млн абонентов. База Tele2 составляла 23,7 млн. В совокупности к концу года обе компании насчитывали 38,5 млн абонентов мобильной связи. Но уже по итогам 2014 года Tele2, к которой присоединились все мобильные «дочки» «Ростелекома», отчиталась о 35,1 млн абонентов.

В компании объясняют это прежде всего разницей в учетной политике Tele2 и присоединенных сотовых компаний «Ростелекома»: так, Tele2 не учитывает абонентов, которые не совершают платных действий в течение трех месяцев, а у «дочек» «Ростелекома» этот срок составлял шесть месяцев. Другими причинами падения числа абонентской базы в Tele2 называют отсутствие активного продвижения в регионах «Ростелекома» до массового запуска бренда летом 2015 года, спад продаж в сети «Связной» в связи с более жесткими, чем у конкурирующих операторов, требованиями к качеству подключаемых абонентов, а также перевод дилеров в регионах «Ростелекома» на модель Revenue Sharing, при которой вознаграждение дилера зависит не от факта продажи SIM-карты, а от реальной выручки. В краткосрочной перспективе эта модель снижает продажи, но в долгосрочной уменьшает отток абонентов, сказал РБК представитель Tele2.

Константин Анкилов согласен с тем, что «чистка», произведенная Tele2 в экс-активах «Ростелекома», стала основной причиной снижения абонентской базы, но отмечает, что конкуренция с операторами, имеющими разветвленную современную сеть мобильного интернета, также оказала большое влияние. «На фоне падения голосовых услуг Tele2 становится сложно поддерживать современный уровень обслуживания. Но это не вина менеджмента компании, а последствие отсутствия лицензий на новые форматы связи», — говорит аналитик.

В регионах, где сеть высокоскоростной передачи данных уже запущена, ценовые предложения Tele2 как минимум не хуже, чем у конкурентов: например, в Петербурге компания предлагает абонентам воспользоваться «черной» линейкой тарифов: «Черный», «Очень черный» и «Самый черный». Это пакетные тарифы, которые включают объем трафика, минуты разговора и СМС. Например, в Петербурге тариф «Очень черный» предоставляет абоненту 450 минут для звонков внутри региона, 450 СМС и 3,5 Гб трафика за 290 руб.; сходный по цене тариф от «Билайн» — «Все за 300» — 200 минут внутри региона (звонки в другие регионы — 11,95 руб. за минуту), 100 СМС и 1 Гб трафика за 300 руб.; пакетный тариф «МегаФона» «Все включено S» — 450 минут разговоров внутри региона, 450 сообщений и 3 Гб трафика за 300 руб.; тариф Smart от МТС — 600 минут разговоров внутри региона, 600 СМС и 3 Гб трафика за 400 руб.

В новых регионах пакетные тарифы Tele2 также будут конкурентоспособными, обещает Прокшин. Например, в Воронеже абонентская плата тарифа «Очень черный» составит 270 руб. в месяц за 500 минут разговоров, 500 СМС и 3 Гб интернет-трафика. «Все за 300» от «Билайн» в этом регионе предлагает 300 минут, 300 СМС и 2 Гб. Пакет «Все включено S» от «МегаФона» стоит 250 руб. в месяц — 400 минут голосового общения, 400 сообщений и 3 Гб мобильного интернета.

Операционная выручка Tele2 по итогам 2014 года выросла год к году на 33,3% и составила 87,4 млрд руб. EBITDA составила 25 млрд руб., а рентабельность по этому показателю — 28,7%, на 8,4 процентного пункта ниже результата 2013 года. ARPU (средний доход компании с одного абонента) вырос на 5,2% и составил 247 руб.

В 2014 году «Ростелеком» и «Т2 Рус Холдинг» (бренд Tele2) создали совместное предприятие на базе нового юрлица ​— ООО «Т2 РТК Холдинг». Этот оператор работает под маркой Tele2 более чем в 60 регионах России. «Ростелеком» передал в СП все свои сотовые активы и лицензии на услуги мобильной связи. Сейчас ВТБ и группе инвесторов, включая банк «Россия» и структуры предпринимателя Алексея Мордашова, в «Т2 РТК Холдинг» принадлежит 55%, «Ростелекому» — 45%. В июне 2014-го акционеры банка ВТБ одобрили открытие кредитной линии для Tele2 в размере $5 млрд.

Во второй половине 2015 года Tele2 планирует начать оказание услуг мобильной связи в московском регионе. Оператор уже начал тестирование своей сети в столице. Федеральное агентство связи (Россвязь) выделило компании 7,5 млн номеров в коде 977 для работы в столичном регионе. Сеть продаж Tele2 может стать одной из самых крупных в Москве — к концу 2015 года компания планирует реализовывать свои контракты примерно через 10 тыс. точек.

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга